Почему от музыки бывают «мурашки по коже»
Автор
|
Опубликовано: 4777 дней назад (18 октября 2011)
Блог: Чаща всего^^
Редактировалось: 1 раз — 18 октября 2011
|
0 Голосов: 0 |
Автор: Никонов Владимир ОлеговичВаш любимый оперный фрагмент достиг своей кульминации, и вы чувствуете, что у вас «мурашки». А может даже волосы встали дыбом. Но почему?
Для этого явления существует особое название: “дрожь, вызванная музыкой”, – и некоторые исследования последних лет на эту тему выводят нас на новый уровень, позволяя думать и говорить о принципиально новом видении физиологического и психологического воздействия звука на организм человека.
Может быть, именно на вас оперная музыка такового эффекта не производит, но я привел ее в пример в качестве стартового рассуждения, потому что последние исследования, проведенные музыковедом Дэвидом Гуроном (David Huron), особо отмечают, что опера –серьезная причина вызвать мурашки, т.к. “основную массу звуков производят в диапазоне 3-4 кГц. Человеческий организм очень чувствителен к этому диапазону,возможно потому, что это диапазон человеческого крика”.
В полной версии исследования Гурондетально устанавливает биологические причины подобной реакции. Согласно обычной логике, тот факт, что у человека развилась особая чувствительность к крику,стал биологическим императивом, - действительно, наше ухо способно услышать человеческий крик гораздо с более дальнего расстояния, чем любой другой звук. Крик младенца представляет почти тот же диапазон, и (что вовсе не удивительно) также исключительно легок для восприятия, с таким живи с гармоничным эффектом воздействия на человека. Мы просто заряжены выдавать мощную реакцию на эти тона. Это имеет свой смысл, - но почему же тогда«мурашки» - такое приятное и желанное ощущение, если они обычно являются реакцией на страшное или тревожное событие? Что ж:
Мозг, утверждает Гурон, имеет две соревнующиеся между собой функции. Одна, подсознательная, “быстрая реакция”,призвана “реагировать как можно быстрее, особенно на опасность”. Другая,“медленная, осознанная реакция”, призвана “реагировать как можно тщательнее”. Когда слушатель испытывает мурашки, считает Гурон, первая его реакция потревоженный стимул, - это страх; затем приходит наслаждение, благодаря осознанной оценке стимула, как совершенно безвредного.
Итак, “музыкальная дрожь” – приятное явление по тем же причинам, по которым некоторые люди наслаждаются «ужастиками»- на нервном уровне; когда запускается реакция страха, это “возбуждает” мозг и тело. И от самого ощущения преодоления опасности, – которая никогда не была реальной, - человек может испытывать наслаждение. Звуки, вызывающие «мурашки»,обладают определенной схожестью с событиями, изображенными в фильмах ужасов, -и то, и другое имеет эффект неожиданности. Внезапные резкие изменения громкости,ритма, напряжения отмечаются Гуроном как наиболее значимые музыкальные фрагменты, способные вызвать «музыкальную дрожь».
Согласно статистике, большинство людей никогда не испытывали подобных ощущений. Вот данные из статьи, которую мы здесь обсуждаем:
47% участников исследования сообщили, что никогда не испытывали «музыкальную дрожь». Участники – женщины оказались более склонны испытывать это ощущение, нежели мужчины (это подтверждается большим количеством исследований).
Участники гораздо чаще испытывали «мурашки», когда им предоставлялась возможность самим выбирать музыку для эксперимента. Таким образом, наблюдается прямая связь между знакомой музыкой и ее способностью вызывать дрожь.Конечно, «музыкальная дрожь» и«реакция на определенные частоты», вызванная синхронизацией мозговых волн, -два совершенно разных явления, но их объединяют некоторые интересные принципы не враги.
Самый очевидный из таких принципов –факт, что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и это касается всего,включая когнитивную реакцию на воздействие различных звуков. То, что для одного человека является абсолютно сногсшибательным и душераздирающим музыкальным фрагментом, другого может оставить совершенно равнодушным. И синхронизирующие тона, которые приводят одного человека в чрезвычайно сконцентрированное состояние сознания, на кого-то другого могут не произвести сколько-нибудь заметного эффекта.
В обоих случаях – просто потому, что вы никогда этого не испытывали, вовсе не означает, что вы на это и не способны.Интересно, сколько человек, заявляющих, что они никогда не испытывали подобныхощущений, просто не услышали еще такой музыки, которая привела бы их в это состояние.
Для этого явления существует особое название: “дрожь, вызванная музыкой”, – и некоторые исследования последних лет на эту тему выводят нас на новый уровень, позволяя думать и говорить о принципиально новом видении физиологического и психологического воздействия звука на организм человека.
Может быть, именно на вас оперная музыка такового эффекта не производит, но я привел ее в пример в качестве стартового рассуждения, потому что последние исследования, проведенные музыковедом Дэвидом Гуроном (David Huron), особо отмечают, что опера –серьезная причина вызвать мурашки, т.к. “основную массу звуков производят в диапазоне 3-4 кГц. Человеческий организм очень чувствителен к этому диапазону,возможно потому, что это диапазон человеческого крика”.
В полной версии исследования Гурондетально устанавливает биологические причины подобной реакции. Согласно обычной логике, тот факт, что у человека развилась особая чувствительность к крику,стал биологическим императивом, - действительно, наше ухо способно услышать человеческий крик гораздо с более дальнего расстояния, чем любой другой звук. Крик младенца представляет почти тот же диапазон, и (что вовсе не удивительно) также исключительно легок для восприятия, с таким живи с гармоничным эффектом воздействия на человека. Мы просто заряжены выдавать мощную реакцию на эти тона. Это имеет свой смысл, - но почему же тогда«мурашки» - такое приятное и желанное ощущение, если они обычно являются реакцией на страшное или тревожное событие? Что ж:
Мозг, утверждает Гурон, имеет две соревнующиеся между собой функции. Одна, подсознательная, “быстрая реакция”,призвана “реагировать как можно быстрее, особенно на опасность”. Другая,“медленная, осознанная реакция”, призвана “реагировать как можно тщательнее”. Когда слушатель испытывает мурашки, считает Гурон, первая его реакция потревоженный стимул, - это страх; затем приходит наслаждение, благодаря осознанной оценке стимула, как совершенно безвредного.
Итак, “музыкальная дрожь” – приятное явление по тем же причинам, по которым некоторые люди наслаждаются «ужастиками»- на нервном уровне; когда запускается реакция страха, это “возбуждает” мозг и тело. И от самого ощущения преодоления опасности, – которая никогда не была реальной, - человек может испытывать наслаждение. Звуки, вызывающие «мурашки»,обладают определенной схожестью с событиями, изображенными в фильмах ужасов, -и то, и другое имеет эффект неожиданности. Внезапные резкие изменения громкости,ритма, напряжения отмечаются Гуроном как наиболее значимые музыкальные фрагменты, способные вызвать «музыкальную дрожь».
Согласно статистике, большинство людей никогда не испытывали подобных ощущений. Вот данные из статьи, которую мы здесь обсуждаем:
47% участников исследования сообщили, что никогда не испытывали «музыкальную дрожь». Участники – женщины оказались более склонны испытывать это ощущение, нежели мужчины (это подтверждается большим количеством исследований).
Участники гораздо чаще испытывали «мурашки», когда им предоставлялась возможность самим выбирать музыку для эксперимента. Таким образом, наблюдается прямая связь между знакомой музыкой и ее способностью вызывать дрожь.Конечно, «музыкальная дрожь» и«реакция на определенные частоты», вызванная синхронизацией мозговых волн, -два совершенно разных явления, но их объединяют некоторые интересные принципы не враги.
Самый очевидный из таких принципов –факт, что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и это касается всего,включая когнитивную реакцию на воздействие различных звуков. То, что для одного человека является абсолютно сногсшибательным и душераздирающим музыкальным фрагментом, другого может оставить совершенно равнодушным. И синхронизирующие тона, которые приводят одного человека в чрезвычайно сконцентрированное состояние сознания, на кого-то другого могут не произвести сколько-нибудь заметного эффекта.
В обоих случаях – просто потому, что вы никогда этого не испытывали, вовсе не означает, что вы на это и не способны.Интересно, сколько человек, заявляющих, что они никогда не испытывали подобныхощущений, просто не услышали еще такой музыки, которая привела бы их в это состояние.
Похожие записи:
7 самых распространенных заблуждений о психологах и психологии1.) Заблуждение первое. Психология - наука о душе. На самом деле, предметом
психологии, как науки, является не душа, а психика, материальной основой которой является мозг. Кроме того,...
|
Еще не точка, но близкоУже не выдерживаю. Слишком большая нагрузка. Даже для меня слишком.
Работа, стажировка в газете, учеба,курсовая и конференции, индивидуальный по английскому, редакция университеткой газеты, да ещ...
|
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!