Хорошие и плохие

Автор
Опубликовано: 2792 дня назад (16 сентября 2016)
Блог: вопросы
0
Голосов: 2
Как вы думаете, люди рождаются добрыми или злыми, или все одинаковые? И потом все зависит от обстоятельств и воспитания?

Похожие записи:

юридический рыбоконь
сижу на юридическом семинаре. бывают моменты, когда перестаешь себя чувствовать дoлбoёбиком-то. и пипл такой прикольный, ботанистый. а я всё пою внутри себя песенку про рыбоконя.
Тошнота и музыка
Второй день чувствую себя херово. Особенно по утрам, особенно на первой паре. Сегодня чуть не плакала, шмыгала носом, закрывшись волосами. Я устала от большого количества шумных людей, но и одна бы...
Комментарии (151)
Nihilist # 16 сентября 2016 в 13:33
се зависит от обстоятельств и воспитания
ну это же очевидно...
альтаир # 16 сентября 2016 в 13:33
что именно очевидно?
Nihilist # 16 сентября 2016 в 13:35
что зависит от обстоятельств и воспитания
альтаир # 16 сентября 2016 в 13:36
то есть люди изначально рождаются одинаковыми?
Nihilist # 16 сентября 2016 в 13:42
да
альтаир # 16 сентября 2016 в 13:47
а с какого возраста проявляется воспитание?
Nihilist # 16 сентября 2016 в 13:54
с первых лет вроде как до 8ми... критический период, на протяжении которого дитё впитывает все как губка....
там как пластелин его лепишь...
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:04
это ты про формирование личности. не про воспитание вопрос. про это столько книг написано, что грешно спрашивать это на сайтах
4i4a # 16 сентября 2016 в 13:37
От генетики никуда не денешься, так что 50/50, наверное.
альтаир # 16 сентября 2016 в 13:38
ну то, что многое зависит от воспитания - это и ежу понятно. Мне больше интересно, какими они рождаются. И если ты родился злой - можно ли винить тебя за это?
Nihilist # 16 сентября 2016 в 13:42
родился злой
такого не бывает... Воспитай человека нормально и все будет ок
альтаир # 16 сентября 2016 в 13:43
а если человека не воспитывать. в принципе
Nihilist # 16 сентября 2016 в 13:54
тогда его воспитает кто то другой. Например улица... а что потом - думаю, вы в курсе...
альтаир # 16 сентября 2016 в 13:57
в принципе - это значит абстрактно. увезти человека в пустыню и вырастить, давая еду. научить писать и говорить. Он вырастет добрым или злым? Или никаким?
Nihilist # 16 сентября 2016 в 14:21
никаким...
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:30
то есть у него не будет характера? если его начать обучать, то он не будет ни упертым? или наоборот мягким? трудолюбивым? или непоседой? или мечтательным? у него не будет собственного мнения внутри о морали? никаких внутренних ощущений? ну кроме вкуса еды и звука речи
Nihilist # 16 сентября 2016 в 14:32
если его не любили, будет бесхарактерным, унылым, депресивным...
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:43
его и не любили, и не нелюбили. ему и хорошего ни говорили, и плохого тоже. просто кормили и учили словам. существительным и глаголам.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:56
по сути, ты сейчас описал своё мнение, по поводу людей, которых в детстве недолюбили. недодали что-то важное.
Freya # 16 сентября 2016 в 18:09
смотря какие установки дадут ему книги - что он будет читать. потому, что текстов совершенно без смысла не бывает. и речь, которой обучают то же смысл имеет. если в этих вещах смысла не будет, не будет и понятия умения читать и говорить. человек прочтет или услышит с чужих слов - что есть плохо и хорошо и будет поступать в соответствии с установками.
если читать, писать и говорить не учить, получится просто наивный дикарь, который будет охотиться для еды, драться для вживания и любить для размножения, не вкладывая в инстинкты никакого смысла. соответственно ни добрым, ни злым не будет. не будет ни агрессии, ни лояльности - только удовлетворение потребностей для выживания.
а человек образованный, которого научили использовать разум в соответствии с нормами устоявшегося сложного и нагроможденного человеческого муравейника, будет инстинктами пренебрегать и действовать по "правильной" установке. так - можно сказать, что зло есть добро и наоборот. и тот, кто ничего об этом не знает, поверит. будет совершать одни действия, думая, что совершает другие. не будет понимать, почему прочие с ним не согласны, пока не пояснить ему секрет. в современном мире мы сами понятия изобретаем, сами по ним живем. а хорошо это или плохо, не узнать никогда - не у кого спросить-то, ведь все думают приблизительно одинаково.
4i4a # 16 сентября 2016 в 13:45
Пожалуйста, не надо про "винить", бессмысленно. Винить себя, винить родителей - тупиковый путь.
альтаир # 16 сентября 2016 в 13:46
я больше думаю про изменение ген. ведь получается есть ген зла и добра
4i4a # 16 сентября 2016 в 13:54
Генная инженерия? Уже до такой степени? hoho хотя, скоро можно будет программировать детей, чтоб внешность арийская, характер нордический, к примеру laugh а пока - витамины и ЗОЖ))
альтаир # 16 сентября 2016 в 13:56
ну внешность и прочее - это ведь уже делают))) в Китае проводили опыты по выращиванию здоровых детей на генном уровне
4i4a # 16 сентября 2016 в 14:02
Страшно представить сколько будет обид " почему я не блондинка/брюнетка, почему у меня IQ ниже роста..." laugh
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:05
насчет IQ не знаю))) про это ничего не слышал)))) "мама, папа, а почему я такой глупый родился???" "Доченька, так тебя легче выдать замуж"
Мурмур # 16 сентября 2016 в 13:58
То, о чем вы говорите, некая предрасположенность, я бы сказала наклонности (та же генетика) - никто не скажет вам в каком процентоном соотношении это выражено у всех людей, если делить это с воспитанием(потому что кто-то опирается на знания, воспитание, а кто-то на желания и "внутренний голос"). Я думаю так: если изначально человек рождается с дурными наклонностями (вечно агрессивный и т.д.) для родителей самое главное это заметить и воспитать правильно (корректировать через воспитание, например прививать привычку держать себя в руках). Если это произошло - родители молодцы. Если нет - не умеют они воспитывать. И не более. Они в этом не виноваты (не прирожденные педагоги они) и вы тоже, ведь воспитать сами с пеленок себя не могли. Кто виноват? Никто. Я думаю если человек не доволен собой он должен саморазвиваться;). Иначе капец.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:03
вопрос не про влияние воспитания. а именно про рождение. он уже рождается с характером? или он чист, как белый лист
Мурмур # 16 сентября 2016 в 16:13
Это аналогично вопросу: есть ли у него мозги при рождении или они формируются после?... Зачатки характера изночально есть, но формирование характера зависит от опыта. Который накладывается на физиологию. То есть "характер" врожденный есть, но он может быть по большей части подавлен. Поскольку это лишь фундамент и не более того. Это не душа и не характер в прямом смысле этого слова. И во взрослом возврасте проявляется лишь как склонность к чему либо.
Йода # 16 сентября 2016 в 13:42
Что родилось то родилось. Человек рождается уже с определенными набором качеств и чертами характера. Хотя и воспитание и обстоятельства тоже играет роль. Ну я так считаю.
альтаир # 16 сентября 2016 в 13:45
а если начать корректировать гены?
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 14:05
На самом деле не существует "хороших" или "плохих" людей. В каждом человеке есть и то, и другое.
А зависит от темперамента и жизненного опыта. Тем, у кого вспыльчивый темперамент, им сложнее. Флегматикам проще.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:06
вот поэтому я и не спрашиваю про "хороших или плохих". а вопрос про добрых и злых
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 14:09
Ой ну блин. Добрые и злые - тоже очень сложные понятия, потому что чужая душа - потемки.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:15
мне кажется, это очевидные понятия. достаточно недолго понаблюдать за человеком и все станет ясно
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 14:20
Ага, ну конечно ))
Можно и спустя месяцы наблюдей нифига про человека не узнать.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:22
можно не понять его поступков. но если вы не поймете характер - это очень странно. тогда для вас вообще не существует понятие добрый или злой? вы не знаете, что эти слова значат?
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 14:29
Я знаю что многие люди не такие, какими кажутся на первый взгляд. И даже на второй. Не придумали еще способ к человеку в душу залезать и подсчитывать, чего в нем больше.
И оценки эти всегда субъективны. Это тоже надо иметь ввиду. Мне нравится фраза, которая у Нюши в статусе была: "То что вы видите во мне - это не мое, это ваше. Мое - это то что я вижу в вас".
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:32
а что такое душа?
фраза Нюши говорит о "хороших и плохих". это субъективные понятия. а добро и зло - объективные
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 14:36
Душа - это ты сам. Что останется после смерти. Вопрос веры, спорить смысла нет )
Для меня хороший - это тот, в котором больше добра чем зла. Плохой - наоборот. Для тебя это может значить что-то другое.
Ну да, субъективное. Не сильна я в таких дискуссиях )
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:41
то есть ты понимаешь, что такое добро и зло?))) верно ведь?
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 14:52
Нельзя не понимать слова родного языка )
1) в словарях размыто, потому что сформулировать сложно https://slovar.cc/rus/ushakov/394835.html
2) в религиях - у каждой свое понимание
3) в смысле "народного" понимания - зависит от норм, принятых в данном обществе в данное время + в сочетании с моралью (см.выше).
4) в моем понимании - см.пункт 2.
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:02
С верующими вообще спорить смысла нет)))) у них нет своего понимания. Это обычно догматики, не имеющие своего мнения
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 15:04
Вот и не спорь laugh
nusha # 16 сентября 2016 в 14:37
Нюша считает, что добро и зло - точно такие же субъективные понятия, как хороший и плохой. crazy
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 14:40
smile
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:40
любой субъективизм должен определяться объективными понятиями. Общими для всех. Иначе в словах не будет смысла. Пример - 5 больше 3-х. Это объективно для всех. Но лично ты можешь иметь своё субъективное мнение, что это не так
nusha # 16 сентября 2016 в 14:47
хых
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:53
вы не согласны?
AtD # 16 сентября 2016 в 15:02
потемки
Котёнки.
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 17:26
Иди нах
альтаир # 16 сентября 2016 в 17:28
ты чего злая такая?
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 17:55
ты чего злая такая?
Есть причины.
AtD # 16 сентября 2016 в 17:45
Иди нах
Ничего себе. Вот этого я не ожидал.
альтаир # 16 сентября 2016 в 17:47
вы собираетесь поругаться? а зачем? хотя я не против)
AtD # 16 сентября 2016 в 17:50
Я то точно нет, а вот насчет неё уже не уверен. Вроде бы мы были в нормальных отношениях, и никогда не ругались, а тут такое... Не знаю что и думать.
альтаир # 16 сентября 2016 в 17:53
ну ругань ведь не всегда портит отношения. эх))) стоит раз поругаться - и это надолго. а вот дружить нужно всегда.
Лучше ничего не думать))) может не надо было с Нюшей картошку лопать? joke
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 17:53
Не смей мне писать.
альтаир # 16 сентября 2016 в 17:56
застарелые обиды) ну хорошо) разбирайтесь) не смею больше влазить в ваш диалог
AtD # 16 сентября 2016 в 17:58
застарелые обиды)
О которых даже я не знаю. Знать бы еще в чем разбираться.
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 18:14
Колбит, дело не в обидах, дело в самом человеке. Есть люди, которых нужно посылать грубо и сразу, без вариантов.
AtD # 16 сентября 2016 в 18:17
Поразительно.

Ладно, наверное я никогда не узнаю с чего вдруг человек так стал ко мне относиться, при том что в последний раз мы вполне нормально говорили, и никогда раньше не ссорились.

Пойду я в шоке отсюда...
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:19
"Пойду я в шоке отсюда..."
а я бы попытался узнать причину. часто обидой служит недопонимание. Впрочем, я ничего не советую. Чай, взрослые уже, сами разберетесь
AtD # 16 сентября 2016 в 18:24
Да какие могут быть причины?

Я когда-то пытался с ней общаться, отклика не было, общение не завязалось. Всё. Не общаемся уже, наверное, год. И тут БАЦ!

Я тут никому ничего плохого не делал, и некоторым людям помогал, и стараюсь помочь новым, словом или делом, и не понимаю с чего некоторые люди неадекватность в мою сторону проявляют.
Nihilist # 16 сентября 2016 в 18:19
AtD, не поражайся, ко мне эта девушка точно так же относилась... я тоже сначала был в шоке)... Это видимо такая индувидуальная предрасположенность к людям...
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:23
ну вот есть индивидуальная предрасположенность. Говорю это, как человек, который интуитивно чувствует неприязнь (это просто более сильно проявляется) к людям, у которых только пару комментов прочитал
Nihilist # 16 сентября 2016 в 18:25
человек, который интуитивно чувствует неприязнь
согласен, что ее очень легко можно прочувствовать в реальности.. .но... не в виртуальном мире..
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:26
в виртуальном мире))) я только про него и говорю сейчас
AtD # 16 сентября 2016 в 18:25
Я с ней вообще не общаюсь, как бы. Никогда не думал что мог бы от неё такого увидеть. И относился всегда хорошо.
Nihilist # 16 сентября 2016 в 18:27
AtD, да и я тоже... Честно говоря, я встречал в жизни подобных людей... которые резко могут менять отношение к другим людям.. сначала я сам поражался, а потом узнал о таком явлении как "социопатия"... Понимаешь, для этих людей - это обычное рутинное поведение... Но загвоздка в том что большинство из них сами от этого страдают (если не в 10 раз больше чем другие люди от них)
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:30
в принципе, я социопат. Не то, чтобы это обычное поведение. Но достаточно немного, чтобы поругаться.
Но это не относится к интуитивной неприязни, про которую я писал ранее
Nihilist # 16 сентября 2016 в 18:33
ну знаешь, социопатия... в прочем как и депрессия либо алкголизм бывает разной)...у кого то она проявляеться меньше, у кого то больше.. Я тоже в какой то мере социопат)... но... опять же... не до такой степени чтобы чтобы столькоординально внезапно менять свое поведение/отношение к человеку...
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:34
слово внезапно - ключевое и неправильное
AtD # 16 сентября 2016 в 18:32
Да бог с ней, если оно так. Чужие заморочки, это чужие заморочки. Главное чтобы такие люди со своей неадекватностью к другим не лезли, и ничего им не внушали. Как одна Надя например, и надеюсь это не её рук дело.

А вообще, обидно. И неприятно. С пустого места подобное в свой адрес.
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:32
что за Надя?
Nihilist # 16 сентября 2016 в 18:35
Да бог с ней
все было бы хорошо если не было так грустно.... а вот пострадать могут запросто люди,к оторые имеют тенденцию широко открывать души... вот их и в 1ю очередь жаль, поскольку именно в их души грязь полетит струей.... внезапно..
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:38
к чистой душе грязь не пристает
AtD # 16 сентября 2016 в 18:40
к чистой душе грязь не пристает
Я далеко не святой, бесспорно, но тут никому ничего плохого не сделал. Тем более ей.

И вообще, говорю, считал её прекрасной женщиной и хорошо относился. До этого дня.
Nihilist # 16 сентября 2016 в 18:41
если бы так...
на самом деле пристает..да еще как... Сколько людей жалуется, что им в душу срут... Конца-края этому не будет...
сколько сердец разбитых, надежд мёртвых....
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:46
чаще всего эти люди выдумывают это. они думают, что открыли свою душонку. что это широкий жест с их стороны. смотреть на их убогость. меньше надо человеку заморачиваться над собственным эго. тогда грязь не будет приставать
Nihilist # 16 сентября 2016 в 18:46
а они по-другому не умеют....
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:47
так у них уже насрано там
AtD # 16 сентября 2016 в 18:40
Иногда встречаюсь с этим. Скучно людям, напридумывают черт знает что, и начинают уши греть доверчивым. И те потом ходят такие "да как ты мог, такой ты плохой человек, тебя нужно посылать грубо и сразу, без вариантов" и бла-бла-бла.
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:41
ну все-таки))) что за Надя?
AtD # 16 сентября 2016 в 18:44
В отличии от некоторых, я за спинами людей никого не обсуждаю, так что и сейчас не хочу о ней.
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:47
а ты в качестве предупреждения. И разве в открытую - это называется за спинами? я же не в личку к тебе полез с вопросами))))
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:17
"Колбит, дело не в обидах, дело в самом человеке. Есть люди, которых нужно посылать грубо и сразу, без вариантов."
Знаешь))) на этом сайте некоторые так скажут про меня. А кто-то не скажет. Я уверен, что люди есть злые и плохие)))) но лучше ведь не посылать. Грубость рождает грубость.
Ватикоти # 17 сентября 2016 в 08:29
но лучше ведь не посылать.
Я тоже так считала. Но есть люди, на которых мягкий вежливый отказ не действует вообще..
Это самозащита, не более.
nusha # 16 сентября 2016 в 14:09
Злой, добрый - какие странные понятия. Как в сказках. Добрый - это тот, у кого уровень агрессии очень низкий? или как?
4i4a # 16 сентября 2016 в 14:12
Альтруист и эгоцентрист hoho
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:14
неужели понятие "злой и добрый" сложные? вы разве внутри это не ощущаете?
4i4a # 16 сентября 2016 в 14:20
Добро с кулаками это добро? "Добро обязательно победит зло, поставит на колени и зверски убьёт"
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:26
Добро с кулаками уже не добро. "Ударить женщину из добрых побуждений можно. Ради её блага" - что-то такое проповедовал тут Теплый кот в блогах про измены
nusha # 16 сентября 2016 в 14:31
ну, если для тебя это просто - опиши, кто такой добрый человек, а кто - злой.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:36
Фифа же правильно написала.
nusha # 16 сентября 2016 в 14:28
в таком случае младенец по определению не может быть добрым. он орет и требует жрать, внимания к себе и т.д. он эгоцентрист. все дети до определенного возраста эгоцентристы. значит - злые. или что? crazy
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:37
Вот тут ты ошибаешься. Альтруизм и эгоцентризм на основании разума и чувств. Младенец же ведом только инстинктом жизни. Он еще не способен мыслить и ощущать влияние своих действий.
nusha # 16 сентября 2016 в 14:41
все верно. а это значит, что ребенок не может быть злым (или добрым) от рождения. хотя все равно у детей сразу разный характер - это как заложено. но характеристики: добрый-злой подвести под это не получается.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:46
а что такое характер? в него разве сочетание "добрый/злой" не заложено?
nusha # 16 сентября 2016 в 14:59
ну, ребенок может быть нервный, а может быть спокойный, может быть шустрый, а может быть медлительный. может быть даже агрессивный (если много гормона какого-то там вырабатывается) а всякое такое добрый-злой формируется в социальной среде под воздействием этой самой социальной среды. тем более мораль.
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:09
это физические проявления. я про этическую составляющую. Может ли человек сам решить, в детстве, плохо это или хорошо. если ему про что-то не рассказывали. и своего опыта у него нет?
Freya # 16 сентября 2016 в 14:40
свежерожденные люди - как чистый лист. без градации, понятий, установок. по мере их развития они принимают ту сторону, которая имеет на них большее влияние. все просто. а наследственность, характер и прочее - фигня.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:44
можно вы ответите на тот же вопрос, который я задал выше.
"в принципе - это значит абстрактно. увезти человека в пустыню и вырастить, давая еду. научить писать и говорить. Он вырастет добрым или злым? Или никаким?" выше все есть
AtD # 16 сентября 2016 в 14:49
Как слепы нынче люди... Вы мне слепо верующего сейчас напомнили. Вы верующий?
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:51
я? я не верю в бога
AtD # 16 сентября 2016 в 14:52
Нет, вопрос был человеку у которого "все фигня".
AtD # 16 сентября 2016 в 14:44
Генетика тут тоже крайне важна. Как и его величество случай, можно сказать. Метафорически выражаясь у нас с рождения есть некоторые "дороги" по которым мы проходим. И воспитание лишь улучшает нужные и имеющиеся, создаёт новые, и держит в рамках уже существующих. Остальное, полагаю, додумаете сами.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:45
остальное мне неинтересно. спасибо за ответ
AtD # 16 сентября 2016 в 14:47
"Остальное" - имел ввиду как именно это относится к теме Ваших вопросов. Но не суть.
альтаир # 16 сентября 2016 в 14:50
да вопрос один. с рождения человек рождается с характером. или это белый лист.
AtD # 16 сентября 2016 в 14:58
или это белый лист
Если кратко - нет. Лист совершенно не белый, а полон тем, к осознание чего ещё нужно постараться.

В какой-то мере, конечно, можно сказать что лист пустой, так же как и по отношению к человеку без опыта работы на новом месте.

Даже с точки зрения веры, православной или католической, да и многих других, отношение к новорождённому как к совершенно чистому листу, мягко говоря, нелогично. Но вера, конечно, штука противоречивая и нелогичная, хе-хе.
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:12
вера штука очень вредная
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 14:56
с рождения человек рождается с характером или это белый лист
Темперамент - врожденный. Опыт (включая до рождения) - приобретенный.
nusha # 16 сентября 2016 в 15:02
вот я, наверное, то же самое пытаюсь написать smile
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:07
То есть вы отрицаете у человека внутреннюю мораль? есть только наружний свод правил? Который тебе рассказали?
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 15:10
Тут опять все в веру упирается. Я считаю что и внутренняя мораль в нас заложена свыше.
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:12
то есть внутренняя мораль? неважно, откуда она заложена. но человек рождается с внутренней моралью?
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 15:16
Мне так кажется.
nusha # 16 сентября 2016 в 15:13
внутренняя мораль формируется под воздействием взросления и опыта. сначала она внешняя, а потом постепенно становится внутренней. с моралью нельзя родится.
Спойлер
мне кажется, вы немножко не понимаете, что такое мораль вообще.
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:18
а разве можно научить быть добрым? можно объяснить смысл поступков. Но ты ведь не все поступки осмысливаешь разумом? когда ты идешь и выносишь бездомному котенку молока - это разве разум говорит сделать это? а когда пинаешь собаку? тоже разум это говорит тебе? или внутренняя мораль? то есть внутреннее представление о добре и зле?
nusha # 16 сентября 2016 в 15:23
когда ты идешь и выносишь бездомному котенку молока - это разве разум говорит сделать это?
а кто говорит?
а собак пинают те, кому надо сорвать злость, и сделать это на слабом существе.
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:19
а мне кажется, что вы слишком узко рассматриваете это понятие
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 15:08
smile
Первое + второе = личность.
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:11
причем тут опыт? это всего лишь события, которые с тобой случились. они не формируют личность. они показывают твой жизненный путь
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 15:14
Многие события оставляют в душе эмоциональный отпечаток. Человек запоминает и действует уже руководствуясь своиим опытом. Это переходит в привычку, привычка - в характер.
альтаир # 16 сентября 2016 в 16:17
многие люди не пользуются опытом в этой жизни rofl поверь))) поступают, как в первый раз
AtD # 16 сентября 2016 в 15:15
Вот же спорщики кухонные. Айда на картофан налегать, я приготовил!
nusha # 16 сентября 2016 в 15:19
давай картофан. love жареный?
AtD # 16 сентября 2016 в 15:21
Конечно. С сальцом и мелко порубленным луком.
nusha # 16 сентября 2016 в 15:25
какая вредная, но вкусная еда. love приятного аппетита.
AtD # 16 сентября 2016 в 15:44
Ничуть не вредная.
альтаир # 16 сентября 2016 в 16:16
если лук зеленый - то не вредная. если репчатый - то сам ешь((( sick
ненавижу жареный и вареный лук sick
AtD # 16 сентября 2016 в 16:20
Нам с Нюшей больше достанется.
альтаир # 16 сентября 2016 в 16:23
на здоровье)))
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:24
по сути, этот вопрос вызван прочитанием этого
[hide§ 65


Все предшествующее рассмотрение человеческого поведения проложило нам дорогу к последнему выводу и весьма облегчило нам задачу -- уяснить то этическое значение поведения, которое мы, вполне понимая друг друга, характеризуем в жизни словами доброе и злое, -- уяснить это значение в абстрактной и философской форме и показать его как звено нашей главной мысли.
Но сначала я восстановлю подлинный смысл понятий доброго и злого, которые философскими писателями наших дней странным образом рассматриваются как понятия простые и, следовательно, недоступные анализу; я сделаю это для того, чтобы разрушить смутную иллюзию, будто они содержат больше, чем это есть на деле, и уже сами по себе означают все, что здесь требуется. Я могу сделать это потому, что я сам так же мало расположен прикрываться в этике словом добро, как раньше не прикрывался словами красота и истина, которым в наши дни приписывают особое ???????? [достоинство] и которые поэтому нередко призываются на выручку; нет, я не буду строить торжественной физиономии, которая заставляла бы других верить, будто, произнося эти три существительные, я делаю нечто серьезное, а не обозначаю только три очень широкие и абстрактные, следовательно, не очень содержательные понятия, имеющие весьма различное происхождение и смысл. В самом деле, кому из познакомившихся с современными сочинениями не опротивели в конце концов эти три слова, хотя первоначально они и указывали на такие прекрасные вещи? Ведь тысячу раз приходится наблюдать, как всякий, совершенно не способный к мышлению, думает. Что ему стоит только во весь голос и с физиономией вдохновенного барана произнести эти три слова, чтобы изречь великую мудрость!
Объяснение понятия истинного дано уже в трактате о законе основания, гл. 5, § 29 и cл. Содержание понятия прекрасного впервые получило подлинное объяснение во всей нашей третьей книге. Установим же теперь действительное значение понятия доброго, или хорошего51, что может быть сделано очень просто. По существу своему это понятие относительно и означает соответствие известного объекта какому-нибудь определенному стремлению воли. Таким образом, все то, что нравится воле в каком-либо из ее проявлений, что удовлетворяет ее цели, все это, как бы различно оно ни было в других отношениях, мыслится в понятии хорошего. Оттого мы и говорим: хорошая еда, хорошие дороги, хорошая погода, хорошее оружие, хорошее предзнаменование и т. д., словом, мы называем хорошим все, что именно таково, как мы его желаем; поэтому для одного может быть хорошо то, что для другого будет полной противоположностью. Понятие хорошего распадается на два вида: непосредственное удовлетворение воли в настоящем и опосредствованное удовлетворение, направленное в будущее, т. е. приятное и полезное.
Противоположное понятие, пока речь идет о непознающих существах, выражается словом дурное, реже и в более абстрактном смысле употребляется слово зло; оно, таким образом, означает все то, что не удовлетворяет известному стремлению воли. Как и все другие существа, которые могут иметь отношение к воле, так и людей, содействующих известным, определенным желаниям, относящимся к ним благосклонно и дружественно, назвали хорошими, -- в том же смысле и всегда с тем же элементом относительности, что и, например, в выражении: "Он ко мне хорошо относится, а к тебе -- нет". Те же, кто в силу своего характера вообще не препятствовал стремлениям чужой воли как таковым, а скорее способствовал им, кто постоянно был услужлив, благожелателен, дружелюбен, благотворителен, -- те за такое отношение их поведения к воле других вообще были названы добрыми людьми. Противоположное понятие для познающих существ (животных и людей) выражают по-немецки (а в течение примерно ста лет и по-французски) другим словом, чем для существ бессознательных, а именно не словом schlecht (mauvais), a bose (mechant), между тем как почти во всех других языках этого различия не существует, и κακος, malus, cattivo, bad говорят как о людях, так и о неодушевленных вещах, противостоящих целям определенной индивидуальной воли. Таким образом, всецело исходя из пассивной стороны хорошего, человеческая мысль только позднее могла перейти к активной его стороне и исследовать поведение человека, названного добрым, по отношению уже не к другим людям, а к нему самому; при этом она в особенности задалась целью объяснить, во-первых, то чисто объективное уважение, которое такое поведение вызывает в других; во-вторых, то своеобразное довольство собою, которое оно несомненно вызывает в самом деятеле, ибо он покупает его даже ценою жертв другого рода; и, наконец, в-третьих, то внутреннее страдание, которое сопровождает злые помыслы, какую бы внешнюю выгоду ни приносили они тому, кто их питал. Отсюда и произошли этические системы, как философские, так и опирающиеся на вероучения. И те, и другие всегда стараются как-нибудь соединить блаженство с добродетелью: первые отождествляют для этого, посредством закона противоречия или же закона основания, блаженство с добродетелью либо выводят его как ее следствие -- и то, и другое всегда софистически; последние утверждают существование других миров, кроме того, который известен возможному опыту {Мимоходом замечу следующее: то, что всякому положительному вероучению придает великую силу, его опорная точка, посредством которой оно овладевает умами, -- это, безусловно, его этическая сторона, правда, не непосредственно как таковая, но поскольку она тесно связана и сплетена с остальной, свойственной каждому вероучению мифической догмой и представляется объяснимой исключительно благодаря ей. И это доходит до того, что, хотя этический смысл поступков совершенно необъясним по закону основания, а каждый миф все-таки следует этому закону, тем не менее верующие считают этический смысл поведения и его миф совершенно нераздельными, даже совсем отождествляют их и в каждом нападении на миф видят нападение на правду и добродетель. Это идет так далеко, что у монотеистических народов атеизм, или безбожие, стал синонимом отсутствия всякой нравственности. Для священников подобное смешение понятий очень кстати, и лишь вследствие него могло возникнуть такое чудовищное явление, как фанатизм, который овладел не просто отдельными, особенно извращенными и злыми индивидами, но и целыми народами и, наконец (к чести человечества лишь однажды в его истории), воплотился у нас, на Западе, в инквизицию: по новейшим, теперь уже достоверным сведениям, она в одном Мадриде (а ведь и в остальной Испании было много таких духовно-разбойничьих притонов) в течение 300 лет замучила на костре за религиозные убеждения 300.000 человек, о чем следует немедленно напоминать каждому ревнителю, как только он подымет голос.}. Напротив, с нашей точки зрения, внутренняя сущность добродетели окажется стремлением в направлении, совершенно противоположном блаженству, т. е. счастью и жизни.
Согласно сказанному, добро по своему понятию является των προς τι, т. е. всякое добро по своему существу относительно, ибо существо его состоит только в его отношении к желающей воле. Поэтому абсолютное добро есть противоречие; высшее благо, summum bonum, означает то же самое, т. е. означает, собственно, конечное удовлетворение воли, после которого уже не появится новое желание -- последний мотив, достижение которого удовлетворит волю навеки. Наши размышления в этой четвертой книге показали, что подобное и помыслить нельзя. Воля так же не может после какого-нибудь удовлетворения перестать постоянно желать вновь, как время не может кончиться или начаться: длительного, полностью и навсегда удовлетворяющего ее осуществления для нее не бывает. Она похожа на бочку Данаид: нет для нее высшего блага, нет абсолютного добра, а всегда есть только временное благо. Если же нам все-таки хочется отвести почетное место, как заслуженному воину, старому выражению, с которым по привычке мы не желаем совсем расстаться, то можно, выражаясь фигурально и образно, назвать абсолютным благом, summum bonum58, полное самоустранение и отрицание воли, истинное безволие, которое только и утоляет порывы желания и укрощает их навеки, которое только и сообщает вечное удовлетворение и освобождает от мира; о нем мы скоро будем говорить в самом конце наших размышлений. Только его можно рассматривать как единственное радикальное средство от болезни, по отношению к которой все другие блага -- только паллиативы, только успокоительные. В этом смысле греческое τελος59 как и finis bonorum [последнее благо]60 подходят даже еще лучше. Вот что я считал нужным сказать о словах доброе и злое, а теперь перейдем к делу.
Если человек по всякому поводу, когда ему не мешает какая-нибудь внешняя сила, склонен совершать несправедливость, то мы называем его злым. Согласно нашему объяснению несправедливости, это значит, что такой человек не только утверждает волю к жизни, как она проявляется в его теле, но и заходит в этом утверждении так далеко, что отрицает волю, проявляющуюся в других индивидах; это сказывается в том, что он требует их сил на служение своей воле и старается подавить их бытие, если они препятствуют ее устремлениям. Конечным источником этого служит высокая степень эгоизма, сущность которого объяснена выше. Здесь можно сразу заметить две вещи: во-первых, то, что в подобном человеке проявляется необычайно сильная, выходящая далеко за пределы утверждения его собственного тела воля к жизни; и, во-вторых, то, что его познание, всецело отдавшееся закону основания и охваченное principio individuationis, твердо сохраняет обусловленное этим принципом различие между его собственной личностью и всеми другими, поэтому он и ищет только собственного благополучия, совершенно равнодушный ко благу всех других, которые совершенно чужды для него и отделены от его собственного существа глубокой пропастью; он видит в них только бесплотные тени, лишенные всякой реальности. И эти два свойства являются основными элементами злого характера.
Такая острота желания уже непосредственно и сама по себе служит постоянным источником страдания, во-первых, потому, что всякое желание как таковое вытекает из нужды, т. е. страдания (оттого, как мы припоминаем из третьей книги, то безмолвие всякого желания, которое мгновенно наступает, как только мы в качестве чистого безвольного субъекта познания (коррелата идеи) отдаемся эстетическому созерцанию, уже является главным элементом наслаждения прекрасным); во-вторых, потому, что в силу каузальной связи вещей большая часть желаний непременно остаются неисполненными и воля гораздо чаще находит себе препятствие, чем удовлетворение, -- следовательно, и по этой причине острое и частое желание всегда влечет за собою острое и частое страдание. Ведь всякое страдание есть не что иное, как неудовлетворенное и пресеченное желание, и даже боль, которую испытывает тело от увечья и разрушения, возможна как таковая лишь оттого, что тело -- это сама воля, ставшая объектом.
Острое и частое страдание неотделимо от острого и частого желания, оттого уже само выражение лица очень злых людей носит отпечаток внутреннего страдания; даже и достигнув всякого внешнего счастья, они все-таки имеют несчастный вид, если только не охвачены мимолетным ликованием или не притворяются. Из этой непосредственно присущей им внутренней муки проистекает в конце концов даже не просто эгоистическая, а бескорыстная радость от чужого горя, которая и есть настоящая злоба, доходящая до жестокости. Для последней чужое страдание уже не средство для достижения целей собственной воли, а самоцель. Более точное объяснение этого феномена состоит в следующем. Так как человек -- явление воли, озаренное ясным познанием, то действительное и ощущаемое удовлетворение своей воли он всегда соизмеряет просто с возможным, на которое указывает ему познание. Отсюда проистекает зависть: каждое лишение бесконечно возрастает от чужого наслаждения и, наоборот, ослабляется сознанием, что и другие переносят то же самое. Невзгоды, общие всем и неотделимые от человеческой жизни, мало печалят нас, как не печалит то другое, что присуще климату, всей стране. Мысль о страданиях, которые сильнее наших, успокаивает боль; зрелище чужих страданий смягчает собственные. Когда человек охвачен необыкновенно сильным порывом воли и в жгучем вожделении хотел бы овладеть всем, чтобы утолить жажду своего эгоизма, и когда он неизбежно должен убедиться, что всякое удовлетворение только призрачно и достигнутое никогда не дает того, что сулило вожделенное, не дает окончательного успокоения неукротимой воли; когда он сознает, что от удовлетворения меняется только форма желания, а само оно продолжает терзать в другом виде, и после того как все эти формы исчерпаны, остается самый порыв воли без сознательного мотива, сказывающийся с ужасающей мукой в чувстве страшного одиночества и пустоты; все это при обычной силе желания ощущается слабо и вызывает лишь обычную грусть, но у того, кто являет собой волю, достигнувшую необычайной злобы, это неизбежно возрастает до беспредельной внутренней пытки, вечной тревоги, неисцелимого мучения, и тогда он окольным путем ищет такого облегчения, на которое неспособен прямо: собственное страдание он стремится облегчить зрелищем чужого, в котором он вместе с тем видит проявление своей власти. Чужое страдание делается для него теперь самоцелью, доставляет ему упоительное зрелище: так возникает то явление настоящей жестокости, кровожадности, которое столь часто показывает нам история в Неронах и Домицианах, в африканских деях, в Робеспьере и т. д.
Злобе родственна уже и мстительность, которая воздает злом за зло не из соображений о будущем (в чем -- характерный признак наказания), а только ради совершившегося, прошлого как такового, т. е. воздает бескорыстно, видя в этом не средство, а цель, и желая насладиться мучениями обидчика, причиняемыми самим мстителем. То, что отличает месть от простой злобы и несколько извиняет ее, это -- видимость права, поскольку тот же самый акт, который теперь является местью, был бы наказанием, т. е. правом, если бы он совершился законно, по заранее определенному и известному уставу и в санкционировавшем его обществе.
Описанное страдание неотделимо от злобы, ибо имеет с ней общий корень -- очень сильную волю, но помимо этого со злобой связано еще и совсем другое, особое мучение, которое чувствуется при всяком злом поступке (будет ли это просто эгоистическая неправота или чистая злоба) и, в зависимости от своей продолжительности, называется укором или угрызениями совести. Кто хорошо помнит предыдущее содержание этой четвертой книги, в особенности же установленную в начале ее истину, что воле к жизни всегда обеспечена сама жизнь как простое ее отображение или зеркало, кто помнит, далее, нашу характеристику вечного правосудия, тот поймет, что, согласно приведенным выше соображениям, укоры совести могут иметь только нижеследующий смысл, т. е. их содержание, выраженное абстрактно, состоит в нижеследующем, распадаясь при этом на две части, которые, однако, вновь сливаются между собою и должны мыслиться как нечто совершенно единое.
Как бы плотно ни облекала пелена Майи сознание злого, т. е. как бы ни был он объят principio individuationis, считая свою личность абсолютно отличной и отделенной глубокой пропастью от всякой другой и всеми силами поддерживая в себе это убеждение, потому что только оно соответствует его эгоизму и служит его опорой (ведь познание почти всегда подкуплено волей), тем не менее в сокровенной глубине его духа таится предчувствие того, что такой порядок вещей -- только явление, а сущность совсем иная; что как ни отделяют его время и пространство от других индивидов и их бесчисленных мук, которые они терпят, и терпят даже от него, как ни представляют их время и пространство совершенно чуждыми для него, все же во всех них проявляется единая воля к жизни, сама по себе и независимо от представления и его форм; не узнавая себя, она обращает здесь свое оружие против самой себя и домогаясь в одном из своих проявлений усиленного благополучия, тем самым обрекает другое на величайшее страдание. В злом, говорю я, таится предчувствие того, что он есть вся эта воля, что он, следовательно, не только мучитель, но также и мученик, от чьих страданий его отделяет и освобождает только обманчивый призрак, формой которого служат пространство и время, но который рассеивается, и он, злой, по справедливости должен платить за наслаждение мучениями, и всякое страдание, которое представляется ему только возможным, постигает его действительно как волю к жизни, ибо только для индивидуального познания, только посредством principii individuationis различаются между собой возможность и действительность, временная и пространственная близость и отдаленность, но не сами по себе. Именно эту истину выражает переселение душ мифически, т. е. приспосабливая ее к закону основания и, переводя тем в форму явления, но самое чистое выражение, без всякой примеси, она находит именно в той смутно ощущаемой, но безутешной муке, которую называют угрызениями совести. Но они вытекают, кроме того, и из другого непосредственного сознания, тесно связанного с упомянутым первым, а именно из сознания силы, с которой в злом индивиде утверждает себя воля к жизни, силы, которая выходит далеко за пределы его индивидуального явления вплоть до совершенного отрицания той же самой воли, являющейся в чужих индивидах. Таким образом, тот внутренний ужас злодея от содеянного им, который он старается скрыть от самого себя, содержит в себе наряду с предчувствием ничтожества и призрачности principii individuationis и обусловленного различия между ним, злодеем, и другими, -- содержит в себе и сознание напряженности собственной воли, силы, с какой он ухватился за жизнь, впился в нее, в ту самую жизнь, ужасную сторону которой он видит пред собою в страдании угнетенных им людей, и тем не менее, он так тесно сросся с этой жизнью, что именно в силу этого самое ужасное исходит от него самого как средство для более полного утверждения его собственной воли. Он сознает себя сосредоточенным проявлением воли к жизни, чувствует, до какой степени он во власти жизни, а вместе с ней и бесчисленных страданий, ей присущих, ибо она имеет бесконечное время и бесконечное пространство, чтобы уничтожить различие между возможностью и действительностью и превратить все только познаваемые им теперь муки в муки ощущаемые. Правда, миллионы лет постоянного возрождения существуют при этом только в понятии, как и все прошедшее и будущее находятся только в понятии: наполненное время, форма явления воли -- это только настоящее, и для индивида время всегда ново, он постоянно чувствует себя вновь родившимся. Ибо жизнь неотделима от воли к жизни, а форма жизни -- исключительно теперь. Смерть (да извинят мне повторение образа) подобна закату солнца, которое только кажется поглощаемым ночью, в действительности же, будучи источником всякого света, горит непрерывно, приносит новым мирам новые дни в своем вечном восходе и вечном закате. Начало и конец затрагивает только индивида, через посредство времени -- формы этого явления для представления. Вне времени находится только воля, кантовская вещь в себе, и ее адекватная объектность -- платоновская идея. Вот почему самоубийство не приносит спасения: каждый должен быть тем, чего он хочет в глубине души, и каждый есть то, чего он именно хочет.
Таким образом, наряду с постигаемой чувством иллюзорностью и ничтожностью форм представления, разобщающих индивиды между собою, самопознание собственной воли и степени ее напряжения -- вот что не дает совести покоя. Жизнь воспроизводит образ эмпирического характера, оригиналом которого является характер умопостигаемый, и злодей содрогается от этого образа, -- все равно, начертан ли он крупными штрихами, так что мир разделяет это содрогание, или же черты его так мелки, что только он и видит его, ибо только его одного он касается непосредственно. Прошлое было бы безразлично как простое явление и не могло бы угнетать совести, если бы характер не чувствовал себя свободным от всякого времени и не изменяемым им, пока он не отрицает себя самого. Поэтому давно совершенные деяния все еще тяготеют на совести. Молитва: "Не введи меня в искушение" означает: "Не дай мне видеть, кто я".
Сила, с которой злой утверждает жизнь и которая предстает ему в виде им же вызванного страдания других, служит мерилом того, как далеко от него прекращение и отрицание все той же воли, -- это единственно возможное спасение от мира и его мучений. Он видит, насколько он принадлежит миру и как тесно привязан к нему: познанное страдание других не могло его тронуть, но он попадает во власть жизни и ощущаемого страдания. Еще неизвестно, сломит ли когда-нибудь это страдание и одолеет ли силу его воли.
Это раскрытие смысла и внутренней сущности зла, составляющее в качестве простого чувства (т. е. не как отчетливое, абстрактное познание) содержание угрызений совести, получит еще большую ясность и законченность, если мы таким же образом рассмотрим и добро как свойство человеческой воли и, наконец, полное отречение и святость, вытекающую из отречения, когда оно достигает высшей степени. Ибо противоположности всегда взаимно проясняют друг друга, и день одновременно открывает и себя самого, и ночь, как это прекрасно сказал Спиноза.

§ 66


Мораль без обоснования, т. е. простое морализование, не может иметь силы, так как она не мотивирует. Но мораль мотивирующая достигает силы, только воздействуя на себялюбие. Между тем то, что вытекает из себялюбия, лишено моральной ценности. Отсюда следует, что мораль и абстрактное познание вообще не в силах создать истинной добродетели: она должна вытекать из интуитивного познания, видящего в чужом индивиде то же существо, что и в собственном.
Ибо добродетель, хотя и вытекает из познания, но не из абстрактного, выражаемого словами. Если бы она проистекала из абстрактного познания, то ей можно было бы научить, и мы, излагая здесь абстрактно ее сущность и лежащее в ее основе познание, вместе с тем морально улучшали бы каждого, понимающего нас. Но это совсем не так. Напротив, лекциями по этике или моральными проповедями так же нельзя создать добродетельного человека, как все эстетики, начиная с аристотелевской, никогда не могли породить поэта. Ибо для подлинной внутренней сущности добродетели понятие бесплодно, как оно бесплодно и для искусства, и оно может быть полезно только в совершенно подчиненной роли, в качестве орудия для осуществления и сохранения того, что познано и решено другим путем. Velle non discitur [нельзя обучить желанию]. На самом деле абстрактные догматы не имеют влияния на добродетель, т. е. на благие намерения: ложные догматы ей не мешают, а истинные едва ли помогают. И поистине было бы очень плохо, если бы главное в человеческой жизни -- ее этическая, вечная ценность -- зависело от чего-нибудь такого, что сильно подвержено случайности, каковы догматы, вероучения, философемы. Догматы имеют для нравственности только то значение, что человек, уже добродетельный благодаря познанию иного рода (мы вскоре его выясним), получает в них схему, формуляр, согласно которому он дает своему разуму большей частью только фиктивный отчет о своих неэгоистических поступках, но сущности их этот разум, т. е. он сам, не понимает: он приучил свой разум удовлетворяться этим отчетом.
Правда, догматы могут иметь сильное влияние на поведение, на внешнюю деятельность так же, как и привычка и пример (последний -- оттого, что обыкновенный человек не доверяет своему суждению, слабость которого он сознает, а следует только собственному или чужому опыту); но самые помыслы от этого не меняются {Это, сказала бы церковь, только opera operata61, которые нисколько не помогают, если благодатью не будет дарована вера, ведущая к возрождению. Об этом дальше.}. Всякое абстрактное знание дает только мотивы, а мотивы, как показано выше, могут изменять только направление воли, а не ее самое. Всякое же сообщаемое знание может действовать на волю только в качестве мотива, и как бы ни склоняли догматы волю, все-таки то, чего человек хочет истинно и вообще, всегда остается тем же самым, новые мысли появляются у него лишь о путях, как этого достигнуть, и воображаемые мотивы руководят им наравне с действительными. Поэтому, например, по отношению к этическому достоинству человека безразлично, делает ли он богатые дары неимущим в твердом убеждении, что будущая жизнь воздаст ему за это десятерицей, или употребляет ту же сумму на улучшение своего поместья, которое будет приносить ему хотя и поздний, но тем вернейший и выгоднейший доход; и убийцей, наравне с бандитом, убивающим за плату, является и тот, кто благочестиво возводит на костер еретика, и, в зависимости от внутренних побуждений, даже и тот, кто в Святой Земле умерщвляет турок, если он поступает так, собственно, потому, что надеется приобрести себе этим место в раю. Ибо эти люди заботятся только о себе, о своем эгоизме, так же как и бандит, от которого они отличаются только абсурдностью средств. Как уже сказано, извне можно подойти к воле только с помощью мотивов, а они меняют лишь способ проявления воли, но никогда ее самое. Velle non discitur.
В добрых делах, свершитель которых ссылается на догматы, надо всегда различать, действительно ли они служат здесь мотивом, или же, как я сказал выше, они представляют собой лишь фиктивный отчет, каким этот человек хочет удовлетворить свой собственный разум, -- отчет о добром деле, которое проистекает совсем из другого источника, которое он совершает потому, что он добр, но не может объяснить его надлежащим образом, не будучи философом, и все-таки хотел бы как-то осмыслить его. Однако найти это различие очень трудно, потому что оно сокрыто в глубине души. Поэтому мы почти никогда не можем сделать правильной моральной оценки поведения других и очень редко можем оценить свое собственное.
Поступки и нравы отдельной личности и народа могут весьма модифицироваться догматами, примером и привычками. Но сами по себе все поступки (opera operata) -- это лишь пустые образы, и только помыслы, ведущие к ним, сообщают им моральное значение. Последнее же может быть совершенно тождественным при весьма различных внешних проявлениях. При одинаковой степени злобы один может умереть на плахе, другой -- спокойно в лоне своей семьи. Одна и та же степень злобы может выражаться у одного народа в грубых чертах, в убийстве и каннибализме; у другого же, напротив, она сказывается en miniature, тонко и скрыто, -- в придворных интригах, притеснениях и всякого рода коварствах: сущность остается та же. Представим себе, что совершенное государство или даже безусловно и твердо исповедуемый догмат о наградах и наказаниях в загробной жизни предотвратит любое преступление: в политическом отношении это дало бы много, в моральном -- совершенно ничего; и только был бы задержан процесс, каким воля отображается в жизни.
Таким образом, подлинно благие помыслы, бескорыстная добродетель и чистое благородство проистекают не из абстрактного познания, но все-таки из познания -- непосредственного и интуитивного, которого нельзя ни приобрести, ни избыть никаким размышлением, которое именно потому, что оно не абстрактно, не может быть передано другим людям, но для каждого должно возникать самостоятельно, и поэтому оно находит свое подлинно адекватное выражение не в словах, а исключительно в делах, в поступках, в жизненном пути человека. Мы, ищущие здесь теорию для добродетели, должны поэтому абстрактно выразить сущность лежащего в ее основе познания, однако в таком выражении мы сможем представить не самое это познание, а лишь понятие его, причем мы всегда будем исходить из поступков, в которых это познание только и проявляется, и ссылаться на них как на единственно адекватное его выражение, каковое мы только уясняем и толкуем, т. е. мы выражаем в абстрактной форме, что собственно при этом происходит.
Но прежде чем, в противоположность описанной злобе, говорить об истинной доброте, нам необходимо в качестве промежуточной ступени коснуться простого отрицания злобы, т. е. справедливости. Что такое право и неправое, об этом достаточно сказано выше и потому мы можем ограничиться здесь немногими словами. Кто добровольно признает и соблюдает чисто моральную границу между неправдой и правом даже там, где ее не охраняет государство или какая-нибудь другая власть, следовательно, кто, согласно нашему объяснению, никогда не доходит в утверждении собственной воли до отрицания воли, являющейся в другом индивиде, тот справедлив. Он не будет, следовательно, ради умножения собственного благополучия причинять страдания другим, иначе говоря, не станет совершать преступлений, будет уважать чужие права, чужую собственность. Мы видим, таким образом, что для справедливого человека, в противоположность злому, principium individuationis уже не является абсолютной преградой, что он не утверждает, как злой, только своего собственного проявления воли, отрицая все остальные, что другие не служат для него пустыми призраками, сущность которых совершенно отличалась бы от его собственной: нет, своим поведением он свидетельствует, что свою сущность, т. е. волю к жизни как вещь в себе, он узнает и в чужом проявлении, данном ему лишь в качестве представления, т. е. узнает в нем самого себя, по крайней мере, до известной степени достаточной, чтобы не совершать неправды, т. е. не нарушать чужих прав. Именно в этой степени он прозревает principium individuationis, пелену Майи, и постольку он считает существа вне себя равными своему собственному и не обижает их.
В такой справедливости, если доходить до ее сути, уже содержится намерение не идти в утверждении собственной воли так далеко, чтобы отрицать чужие проявления воли, принуждая их служить себе. Отсюда возникает желание давать другому столько, сколько получаешь от него. Эта справедливость помыслов всегда соединяется с истинной добротой, имеющей уже не просто отрицательный характер, и высшая степень этой справедливости доходит до того, что человек отрицает свои права на унаследованное имущество, хочет поддерживать свое тело только собственными силами, духовными или физическими, испытывает укоры совести от всякой чужой услуги, от всякой роскоши и, наконец, добровольно обрекает себя на бедность. Так, мы видим, что Паскаль, встав на путь аскетизма, не захотел больше пользоваться ничьими услугами, хотя прислуги у него было достаточно: несмотря на свою постоянную болезненность, он сам готовил себе постель, сам приносил себе пищу из кухни и т. д. (Vie de Pascal par sa soeur, стр. 19). Этому вполне соответствует то, что, как рассказывают, некоторые индийцы, даже раджи, несмотря на крупное богатство, тратят его только на содержание своей семьи, своего дома и домочадцев и со строгой скрупулезностью соблюдают правило -- есть только то, что собственноручно посеяно и сжато. Конечно, в основе этого лежит некоторое недоразумение: отдельная личность, именно в силу своего богатства и власти, в состоянии оказывать всему человеческому обществу такие значительные услуги, что они уравновешиваются унаследованным богатством, сохранением которого она обязана обществу. Собственно говоря, эта чрезмерная справедливость индийцев представляет собой уже нечто большее, чем справедливость: это -- истинное отречение, отрицание воли к жизни, аскеза, -- о ней мы скажем в конце книги. Напротив, полная праздность и жизнь за счет сил других при унаследованном имуществе, без какой-либо производительности, могут считаться уже моральной несправедливостью, хотя бы положительные законы и разрешали ее.
Мы видели, что добровольная справедливость имеет свой сокровенный источник в известной степени прозрения в principium individuationis, тогда как несправедливый всецело остается в его власти. Это прозрение может не ограничиваться одной только требуемой здесь мерой, а становиться глубже, и тогда оно ведет к положительному благоволению и благодеянию, к человеколюбию; и это возможно, как бы сильна и энергична ни была сама по себе воля, являющаяся в таком индивиде. Познание всегда может находиться в равновесии с нею, может учиться противостоять искушению несправедливости и может осуществлять любую степень доброты и даже отречения. Таким образом, вовсе не следует думать, будто добрый человек изначально представляет собой более слабое проявление воли, чем злой: нет, только в добром познание обуздывает слепой порыв воли. Правда, есть индивиды, которые только кажутся добрыми благодаря слабости являющейся в них воли; но каковы они на самом деле, это видно из того, что они неспособны ни на какое серьезное самоограничение, чтобы совершить справедливое или доброе дело.
Если же, в виде редкого исключения, нам встречается человек, который обладает, например, значительным состоянием, но тратит на себя лишь малую долю его, а все остальное раздает неимущим, отказываясь от многих наслаждений и удобств, и если мы желаем уяснить себе поведение этого человека, то совершенно независимо от тех догматов, какими он сам старается объяснить своему разуму свои поступки, мы находим, что самое простое и общее выражение и самая характерная черта его поведения таковы: он меньше, чем это обыкновенно бывает, делает различие между собою и другими. Если это различие, в глазах многих других, так велико, что чужое страдание является для злого непосредственной радостью, а для несправедливого -- желанным средством к собственному благополучию; если просто справедливый человек ограничивается тем, что не причиняет страдания; если вообще большинство людей знают и видят возле себя бесчисленные страдания других, но не решаются их облегчить, так как им самим пришлось бы потерпеть при этом некоторые лишения; если, таким образом, любому из подобных людей кажется огромным различие между собственным Я и Я чужим, -- то, наоборот, для благородного человека, которого мы себе представляем, это различие не так важно: principium individuationis, форма явления, уже не так сильно владеет им, а чужое страдание он принимает почти так же близко к сердцу, как и собственное, стараясь поэтому восстановить равновесие между ними, отказываясь от наслаждений, подвергаясь лишениям, чтобы облегчить чужие страдания. Он постигает, что различие между ним и другими, которое для злого представляется огромной бездной, существует только в преходящем и призрачном явлении; он познает непосредственно и без силлогизмов, что в себе его собственного явления есть в себе и чужого, а именно -- та воля к жизни, которая составляет сущность каждой вещи и живет во всем; он познает, что это распространяется даже на животных и на всю природу, и поэтому он не станет мучить ни одного животного {Право человека на жизнь и силы животных основывается на следующем: так как вместе с ясностью сознания равномерно усиливается и страдание, то боль, которую причиняет животному смерть или работа, еще не равна той боли, которую испытывал бы человек от одного только лишения мяса или сил животного; поэтому человек в утверждении своего существования может доходить до отрицания существования животного, и воля к жизни в целом терпит от этого меньший урон, чем если бы происходило обратное. Это определяет в то же время и пределы, в каких человек имеет право пользоваться силами животных, но которые часто нарушаются, особенно по отношению к рабочему скоту и охотничьим собакам, и против этого главным образом и направлена деятельность обществ покровительства животных. Это право, по моему мнению, не распространяется на вивисекцию -- в особенности высших животных. Напротив, для насекомого смерть еще не так мучительна, как для человека его укус. Индийцы этого не понимают.}.
Он не может безучастно видеть лишений других, в то время как его самого окружают избыток и излишества, подобно тому как никто не станет терпеть в течение целого дня голод, чтобы завтра иметь больше, чем нужно. Ибо для того, кто совершает подвиги любви, пелена Майи стала прозрачной, и мираж principii individuationis рассеялся перед ним. В каждом существе, а, следовательно, и в страждущем он узнает себя, свою личность, свою волю. Для него исчезло то заблуждение, в силу которого воля к жизни, не узнавая самой себя, здесь, в одном индивиде, вкушает мимолетные и призрачные наслаждения, а зато там, в другом индивиде, терпит страдания и нужду, и таким образом причиняет муки и претерпевает муки, не сознавая, что она, подобно Фиесту, жадно пожирает собственную плоть62, а затем здесь ропщет на незаслуженное страдание, а там бесчинствует, не боясь Немезиды; и все это лишь потому, что она не узнает себя в чужом явлении и не видит вечного правосудия, одержимая principio individuationis, т. е. тем способом познания, где царит закон основания. Исцелиться от этого призрака и ослепления Майи и творить дела любви -- это одно и то же. Но последнее есть неизбежный симптом истинного познания.
Противоположностью угрызениям совести, источник и смысл которых я разъяснил выше, является чистая совесть, удовлетворение, испытываемое нами после каждого бескорыстного поступка. Происхождение ее таково: подобный поступок, вытекая из того, что мы непосредственно открываем наше собственное существо также и в чужом явлении, в свою очередь подтверждает это открытие, т. е. открытие того, что наше истинное Я заключается не просто в нашей собственной личности, этом частном явлении, но и во всем, что живет. Это расширяет сердце, подобно тому как эгоизм суживает его. Ибо в то время как эгоизм сосредоточивает наше участие на отдельном явлении собственного индивида, причем познание не перестает показывать нам неичислимые беды, непрерывно грозящие этому явлению, отчего страх и забота становятся основным тоном нашего настроения, -- сознание, что все живое по своей внутренней сущности есть то же самое, что и наша собственная личность, это сознание распространяет наше участие на все живое: сердце от этого расширяется. Ослабленное таким образом внимание к собственной личности в корне подтачивает и ограничивает тягостную заботу о ней: отсюда та спокойная, уверенная радость, какую дарят нам добрые помыслы и чистая совесть; отсюда более сильное проявление этой радости при каждом добром поступке, ибо он удостоверяет для нас самих источник такого настроения. Эгоист чувствует себя окруженным чуждыми и враждебными явлениями, и все свое упование он возлагает на собственное благополучие. Добрый живет в мире дружественных явлений: благо каждого из них -- его собственное. Если поэтому знание человеческого жребия вообще не наполняет радостью его души, то постоянное убеждение, что его собственная сущность находится во всем живом, сообщает ему все-таки известное равновесие и даже светлое настроение. Ибо заботливость, распространенная на бесчисленные явления, не может так удручать, как сосредоточенная на одном явлении. Случайности, которые поражают совокупность индивидов, уравновешиваются, тогда как случайности, выпадающие на долю отдельного индивида, приносят счастье или несчастье.
Итак, если другие устанавливали моральные принципы, выдавая их за предписания добродетели и обязательные законы, а я, как уже сказано, не могу этого делать, ибо не в состоянии предписывать вечно свободной воле какой бы то ни было обязанности или закона, то, с другой стороны, в общем строе моего рассуждения некоторым соответствием и аналогией такому замыслу является та чисто теоретическая истина, простым развитием которой можно считать все мое сочинение, -- истина, что воля есть в себе каждого явления, но сама она как таковая свободна от форм явления, а потому и от множественности; эту истину по отношению к человеческой деятельности я не умею выразить более достойным образом, чем уже упомянутой формулой Веды: "Tat twam asi!" ("Это -- ты!"). Кто может в ясном сознании и с твердым и глубоким убеждением сказать ее самому себе по поводу каждого существа, с которым он сталкивается, тот этим самым приобщается всякой добродетели и праведности и находится на верном пути к спасению.
Но прежде чем пойти дальше и показать в заключение, как любовь, источником и сущностью которой мы считаем постижение principii individuationis, ведет к освобождению, т. е. к полному отречению от воли к жизни, от всякого желания, и как другой путь, не так легко, но зато чаще приводит человека к тому же самому, -- я должен сначала высказать и объяснить одно парадоксальное положение -- не потому, что оно -- парадокс, а потому, что оно истинно и необходимо для полноты всей моей мысли. Вот оно: "Всякая любовь (αγαπη), caritas)63 -- это сострадание."][/hide]
альтаир # 16 сентября 2016 в 15:25
мда)))) не умею я спойлеры делать rofl
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 15:34
Кто осилит, раскажите о чем там было.
nusha # 16 сентября 2016 в 15:35
ты бы хоть автора указал. откуда это?
nusha # 16 сентября 2016 в 15:42
лень читать подробно и внимательно. но это какой-то буддизм. желания и воля к их исполнению - есть страдание, тако же зло, а отсутствие желаний - благо, любовь - есть сострадание и т.п.
Ватикоти # 16 сентября 2016 в 15:45
Пасиб )
альтаир # 16 сентября 2016 в 16:08
буддизм)))) верно подмечено)))
---- # 16 сентября 2016 в 15:56
Плохой и хороший? Хммм, что это, вы о чем вообще? Я могу понять сравнение социальный и ассоциальный человек, человек который думает и человек голова которого набита дерьмом окружающего мира.... Так вы о чём, Мр Колбит?
альтаир # 16 сентября 2016 в 16:08
это мысли
потянуло на философию
SpectraL # 16 сентября 2016 в 16:14
Люди становятся плохими. Всё влияет на человека: окружение, воспитание и т.д. Достаточно почитать документы психологов, работающих с маньяками и прочими...
альтаир # 16 сентября 2016 в 16:15
Люди становятся хорошими. Достаточно почитать биографию Януша Корчака
Liskent # 16 сентября 2016 в 18:43
не имеет значения... мы все равно все паразиты crazy
Nihilist # 16 сентября 2016 в 18:48
нееее.... человек к паразитам не принадлежит...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Liskent # 16 сентября 2016 в 18:50
но живет и ведет как паразит smoke
AtD # 16 сентября 2016 в 18:52
Вирус же, ну.
альтаир # 16 сентября 2016 в 18:55
по отношению к кому паразит?
Liskent # 16 сентября 2016 в 18:58
ко всему