Японское чудо
Автор
|
Опубликовано: 4264 дня назад (22 марта 2013)
Блог: Смутное время
|
-1↓ Голосов: 9 |
Японское чудо Масару Ибуки
Технические идеи человека, родившегося сто лет назад в экономически отсталой островной феодальной империи, изменили не только его родину, но и весь мир
Основатели корпорации Sony — Масару Ибука (справа) и Акио Морита. Фото: Sony Electronics Inc.
Сто лет назад родился один из основателей компании Sony Масару Ибука, которого по праву считали генератором идей электронного промышленного гиганта.
Масару Ибука появился на свет 11 апреля 1908 года в городе Никко (префектура Точиги), расположенном в ста километрах севернее Токио. Его отец, получивший инженерное образование в Токийском технологическом институте, работал на гидроэлектростанции. Когда Масару было два года, отец трагически погиб от соприкосновения с высоковольтной шиной, и мать с ребенком переехала жить в Кобэ к свекру и свекрови. Вскоре молодая ещё женщина, не пожелавшая до конца дней своих влачить горькую участь вдовы, вышла замуж, оставив сына на попечение деда и бабушки.
Ибука, который не помнил отца, несомненно, унаследовал от него инженерную сметку и исследовательский дар. Он вспоминал, как в далеком детстве, пытаясь постичь секрет механических часов, разобрал будильник на составные части. Ну, а все попытки запихнуть в корпус зубчатые колеса таким образом, чтобы будильник заработал, оканчивались неудачей. Тогда дед, который по японской педагогической традиции позволял внуку все, что не могло повлечь увечья и разрушение жилища, купил новый будильник. Его постигла та же участь. И лишь на третий раз пытливый мальчуган наконец-то разобрался в конструкции часового механизма. А в 16 он лет занялся экспериментами с детекторными радиоприемниками.
Дед, воспитывавший внука, как в свое время воспитывал сына, направил его в нужное русло. В результате чего Масару Ибука поступил на электротехнический факультет университета Васеда (Waseda University), где подававший надежды пытливый юноша развился в «гения-изобретателя», как прозвали Ибуку его сокурсники. И тому были реальные свидетельства: в 1933 году его дипломная работа по модулированию сигнала в электроннолучевой трубке была удостоена приза на Парижской промышленной выставке.
С 1933 по 1936 год Ибука работал в фотохимической лаборатории, которая занималась исследованиями в области записи на киноленту изображения и звука. Затем перешел в Японскую оптико-акустическую промышленную компанию, где участвовал в перспективных разработках кинескопов. А в 1940 году Ибука основал собственную фирму — Компанию точных инструментов Японии, которая в связи с тотальной милитаризацией страны взяла подряд на изготовление функциональных узлов для приборов ночного видения и радиолокационных систем.
Электрическая рисоварка Ибуки не принесла изобретателю коммерческий успех: применять ее с устойчивым результатом оказалось невозможно. Фото: Sony Electronics Inc.
Заботясь о том, чтобы на фирме работали люди талантливые и энергичные, Ибука просматривал списки выпускников Императорского университета в Осаке (Osaka Imperial University) и приглашал приглянувшихся на собеседование. Таким образом жизнь свела его с молодым физиком Акио Морита (Akio Morita, 1921–1999), с которым они впоследствии основали Sony Corp. Однако на сей раз долго посотрудничать им не удалось. В конце войны в Японии создалась столь ужасающая ситуация, что о продуктивной работе говорить не приходилось. Морита так описывал тот период: «В Токио функционировала лишь десятая часть всех дорог. Только 60 автобусов и несколько автомобилей и грузовиков оставались на ходу. В городе свирепствовали болезни; количество больных туберкулезом среди населения достигло 22%. (Страдал от туберкулеза, например, Тадао Касио — основатель не менее известной фирмы, названной в его честь Casio. — В.Т.). В больницах не хватало бинтов, простыней, йода и дезинфицирующих препаратов. Полки магазинов были пусты, в продаже оставались только совершенно ненужные вещи, вроде смычков для скрипок или теннисных ракеток».
Акио Морита попытался преподавать физику в Токийском технологическом институте, но вскоре «пособникам военных преступников» запретили заниматься педагогической деятельностью. А Масару Ибука в подсобке полуразрушенного универсама пытался наладить производство таких товаров, которые заинтересовали бы нищего японского потребителя. Попытка создать электрическую рисоварку оказалась неудачной: рис то не доваривался, то мгновенно превращался в жидкую кашу. Что Ибука впоследствии объяснял низким качеством послевоенного риса, а не конструктивными просчетами. Более успешным товаром оказались электрогрелки. И это в тот период в разрушенной Японии был, можно сказать, хайтековский продукт. Потому что, например, только что зародившаяся компания Casio начала свою деятельность с курительных мундштуков.
7 мая 1946 года произошло историческое событие, которое чудесным образом пересеклось с отмечавшимся в Советском Союзе Днем радио. В этот день Масару Ибука и Акио Марита набрали вскладчину несколько тысяч иен, которые по нынешнему уровню цен были эквивалентны $370, и учредили компанию Tokyo Tsushin Kogyo (Tokyo Telecommunications Engineering), которая в 1958 году будет переименована в Sony Corporation. Перемена имени покажется им уместной, когда продукция фирмы начнет внедряться на американский рынок — тогда они станут искать лаконичное и запоминающееся название бренда. После долгих раздумий они решат скрестить латинское слово sonus (звук), определяющее род деятельности компании, и два красивых английских слова sunny (солнечный) и sonny (сынок)…
Но пока до этого оставалось больше двадцати лет. Для начала компаньоны наняли на работу двадцать инженеров, знакомых по совместной работе в Компании точных инструментов во время войны. Они собирали приставки к длинноволновым радиоприемникам, благодаря чему приемники могли ловить станции, работающие и в коротковолновом диапазоне. Для Ибуки, который занимался такими вещами задолго до войны, это занятие было скучной рутиной. И он предложил сделать магнитофон, что было воспринято коллегами как ни на чем не основанное прожектерство. Однако «гений-изобретатель» смог убедить «корпоративщиков» в выполнимости своего технологического плана. И в 1949 году крупногабаритное устройство записи на магнитную ленту и воспроизведения записанного, получившее название G-Type, было готово. На фоне мировой электронной промышленности, где катушечные магнитофоны начали завоевывать потребительский рынок в 1947 году, событие нельзя признать большим достижением. Однако в условиях разрушенной Японии, в отсутствие качественных комплектующих и производственного оборудования, это, несомненно, был инженерный подвиг. И совершил его прежде всего главный конструктор, Масару Ибука. В 1950 году его избрали президентом Tokyo Tsushin Kogyo.
G-Type работал наилучшим образом. Но при этом был дорог и неподъемен: магнитофон стоил почти 900 долларов и весил 35 кг. Поэтому возникли серьезные затруднения с продажей двадцати изготовленных G-Type. Остроумный выход из критической ситуации придумал Морита, который убедил Верховный суд страны приобрести новинку, которая высвободит труд стенографисток и убережет делопроизводство от описок и ошибок. Через два года вышла новая модель H-Type, вес которой удалось снизить до 13 кг.
Бытовой магнитофон G-type походил даже не столько на студийную сколько на военную технику. И все же рынок отреагировал на их появление с гораздо большим энтузиазмом, чем на опыт с рисоварками. Фото: Sony Electronics Inc.
Платформа для будущего прыжка на мировой рынок была заложена в 1953 году, когда компания приобрела у Western Electric Co. за $25 тыс. патент на изготовление транзисторов (Crystal Triode). Год ушел на освоение их серийного производства, и ещё через год был готов первый в стране транзисторный приемник TR-55. Он имел примерно такие же размеры, как сложенные вместе два тома Российской энциклопедии. Это произвело большое впечатление на японских конкурентов, что подвигнуло Масару Ибуку к принятию двух верных стратегических решений. Во-первых, он предложил своим конкурентам покупать у Tokyo Tsushin Kogyo транзисторы. Во-вторых, на расширяющееся производство начали набирать более кропотливых и исполнительных, чем мужчины, незамужних женщин, для которых построили несколько общежитий.
В 1957 году появился карманный TR-63 — правда, карман для него следовало иметь очень большой. (Для сравнения отметим, что в тот же год один из нынешних рекордсменов миниатюризации Casio создал калькулятор на телефонных реле размерами с двухтумбовый стол.) Его выход сопровождался беспрецедентной рекламной компанией. Морита надолго переселился в США для того, чтобы доказывать скептичным американцам, что лэйбл «Made in Japan» является гарантией высочайшего качества, и заключать соглашения с дилерами. А у офиса в Токио — чтобы приучать японцев к величию новой компании Sony — повесили четыре громадных неоновых буквы, каждая из которых весила 262 кг, и фирменный логотип весом в две тонны. Эта иллюминация обошлась корпорации, на тот момент имевшей капитал в размере ¥100 млн., в ¥20 млн.
Расходы окупились с лихвой: за два года было продано, преимущественно в США, полмиллиона приемников TR-63. На пользу компании обернулась и кража четырех тысяч приемников Sony, которую использовали в рекламных целях: плохой товар воровать не будут.
Из двух соучредителей компании более популярен и более ассоциируется с брендом Sony Акио Морита. Это объясняется тем, что он, сын богатых производителей сакэ, был с детства неплохо интегрирован в западную культуру. В отличие от Ибуки, он прекрасно знал иноземные традиции и английский язык, он подолгу жил в США, занимаясь там внешнеторговой дипломатией, и очаровывая американских партнеров своим обаянием и неисчерпаемой энергией (до старости Морита играл в теннис, нырял с аквалангом, катался на горных и водных лыжах). Громадную роль в деле саморекламы сыграла изданная им в 1988 году в США книга «Made in Japan: Akio Morita and Sony». Но, конечно же, был он и прекрасным менеджером.
Простые и яркие идеи — вроде переносного плеера Walkman — принесли бурный экономический рост не только одной корпорации, но и все стране. Фото: Sony Electronics Inc.
Ибука же занимался разработками, оптимизировал схемы, совершенствовал технологию. Но при этом он был ещё и «гуманитарием». Именно он сочинил действующий до сих пор устав фирмы: «Мы никогда не будем получать доход нечестным путем. Мы сосредоточимся на производстве сложных устройств, которые будут приносить пользу обществу. Мы не будем делить нашу продукцию на механическую и электронную, но постараемся применять наши знания и опыт одновременно в обеих областях. Мы предоставим полную независимость тем предприятиям, которые будут с нами сотрудничать, и будем стараться укреплять и развивать отношения с ними. Мы будем отбирать служащих на основе их способностей и личных качеств. В нашей компании не будет формальных постов. Мы будем выплачивать нашим сотрудникам премии, пропорциональные доходам, полученным в результате их деятельности, и приложим все усилия, чтобы обеспечить им достойное существование».
Перу Ибуки принадлежит и популярная во всем мире книга «После трех уже поздно», посвященная проблемам дошкольного воспитания. Она выстрадана автором: его первенец страдал аутизмом, и отец посвятил много времени корректирующему воспитанию, постоянно консультируясь у знаменитого японского скрипача Синити Судзуки (Shinichi Suzuki, 1898–1998), увлекавшегося педагогикой и создавшего свой знаменитый «метод Судзуки». Благодаря ему проблемы детского воспитания заинтересовали и Ибуку, создавшего со временем Японскую ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантам».
Тандем Ибука–Морита также ярко продемонстрировал свою эффективность: благодаря совместным управленческим усилиям соучредителей в Sony были сформированы уникальные для Японии принципы менеджмента, которые сочетают как восточные, так и западные традиции. Впоследствии этой системой частично воспользовались в американской компании Хьюлетт-Паккард. Так, например, при сохранении традиционных для Востока патерналистских производственных отношений, на Sony существует некоторая вольница для нижестоящих по должности и по возрасту, они имеют право на дискуссию и критику старших товарищей.
Благодаря оригинальному менеджменту, изощренному маркетингу и концентрации серого вещества, Sony стремительно устремилась «вперед и вверх». Вот основные этапы «большого пути». В 1960 году был запущен в серийное производство первый в мире транзисторный телевизор TV8-301 с 8-дюймовым экраном. В 1963-м — первый в мире бытовой катушечный видеомагнитофон CV–2000. Правда, впоследствии из-за высокой цены его использовали преимущественно как студийный. В 1968-м — первый в мире цветной транзисторный телевизор Trinitron KV–1310, разработкой которого руководил непосредственно Ибука. В 1975-м — первый в мире кассетный бытовой видеомагнитофон SL-6300 системы Betamax. Впоследствии он был вытеснен сплотившимися конкурентами всем нам привычными видеомагнитофонами системы VHS.
А в 1979 году Sony выпустила гаджет, который по всему миру начали очень активно расхватывать. Его история такова. В отделе звукозаписи группа разработчиков стремилась втиснуть в карманный объем магнитофона функцию записи и пару динамиков, обеспечивающих стереозвук. Согласно корпоративному преданию, «мимо пробегал» Масару Ибука, который выдвинул революционную концепцию: никакой записи и никаких динамиков — их функцию будет исполнять пара наушников. Так появился знаменитый плеер Walkman, который разошелся 100-миллионным тиражом. Первые образцы Walkman имели два выходных гнезда для подключения наушников — чтобы можно было слушать вдвоем с другом. Но впоследствии плеер стал сугубо индивидуальным, как зубная щетка или носовой платок.
Затем были: формат видеозаписи Betacam, первая в мире цифровая фотокамера Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera) (1981), видеомонитор BVM-1 (1982), CD-плеер CDP-101 (1982), портативный CD-плеер D-50 (1984), первый цифровой магнитофон формата DAT (Digital Audio Tape) (1985), 2,5-дюймовый перезаписываемый мини-диск и воспроизводящая его аппаратура (1992), игровые приставки PlayStation (1995), аппаратура для воспроизведения формата SACD (Super Audio CD) (1996), ноутбуки Vaio (1997). В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., позже преобразованную в Sony Music Entertainment, а впоследствии купила американскую киностудию Columbia Pictures. Все это было сделано при жизни Масару Ибуки, который скончался 19 декабря 1997 года от сердечного приступа.
Здание Sony Center в Европе было построено на Потсдамер-Плац рядом с разрушенной Берлинской стеной в 2000 году. В феврале 2008 года здание продали группе инвесторов, заинтересовавшихся реконструкцией площади. Фото (Creative Commons license): freakyman
Заложенные им и Акио Моритой принципы «жизнедеятельности» компании способствуют тому, что Sony остается в числе лидеров электронной промышленности. Так, например, ей принадлежит авторство формата Blu-ray, способного размещать на диске до 200 Гбайт информации. В настоящее время в Sony работает более 150 тыс. человек, её представительства расположены на всех материках в большинстве стран мира. И вряд ли можно встретить человека, которому не было бы знакомо прежде бессмысленное сочетание четырех букв названия компании, в которые Масару Ибука вложил и смысл, и интеллект, и гарантию качества, и способность к развитию.
Владимир Тучков, 11.04.2008
Украдено отсюда
Технические идеи человека, родившегося сто лет назад в экономически отсталой островной феодальной империи, изменили не только его родину, но и весь мир
Основатели корпорации Sony — Масару Ибука (справа) и Акио Морита. Фото: Sony Electronics Inc.
Сто лет назад родился один из основателей компании Sony Масару Ибука, которого по праву считали генератором идей электронного промышленного гиганта.
Масару Ибука появился на свет 11 апреля 1908 года в городе Никко (префектура Точиги), расположенном в ста километрах севернее Токио. Его отец, получивший инженерное образование в Токийском технологическом институте, работал на гидроэлектростанции. Когда Масару было два года, отец трагически погиб от соприкосновения с высоковольтной шиной, и мать с ребенком переехала жить в Кобэ к свекру и свекрови. Вскоре молодая ещё женщина, не пожелавшая до конца дней своих влачить горькую участь вдовы, вышла замуж, оставив сына на попечение деда и бабушки.
Ибука, который не помнил отца, несомненно, унаследовал от него инженерную сметку и исследовательский дар. Он вспоминал, как в далеком детстве, пытаясь постичь секрет механических часов, разобрал будильник на составные части. Ну, а все попытки запихнуть в корпус зубчатые колеса таким образом, чтобы будильник заработал, оканчивались неудачей. Тогда дед, который по японской педагогической традиции позволял внуку все, что не могло повлечь увечья и разрушение жилища, купил новый будильник. Его постигла та же участь. И лишь на третий раз пытливый мальчуган наконец-то разобрался в конструкции часового механизма. А в 16 он лет занялся экспериментами с детекторными радиоприемниками.
Дед, воспитывавший внука, как в свое время воспитывал сына, направил его в нужное русло. В результате чего Масару Ибука поступил на электротехнический факультет университета Васеда (Waseda University), где подававший надежды пытливый юноша развился в «гения-изобретателя», как прозвали Ибуку его сокурсники. И тому были реальные свидетельства: в 1933 году его дипломная работа по модулированию сигнала в электроннолучевой трубке была удостоена приза на Парижской промышленной выставке.
С 1933 по 1936 год Ибука работал в фотохимической лаборатории, которая занималась исследованиями в области записи на киноленту изображения и звука. Затем перешел в Японскую оптико-акустическую промышленную компанию, где участвовал в перспективных разработках кинескопов. А в 1940 году Ибука основал собственную фирму — Компанию точных инструментов Японии, которая в связи с тотальной милитаризацией страны взяла подряд на изготовление функциональных узлов для приборов ночного видения и радиолокационных систем.
Электрическая рисоварка Ибуки не принесла изобретателю коммерческий успех: применять ее с устойчивым результатом оказалось невозможно. Фото: Sony Electronics Inc.
Заботясь о том, чтобы на фирме работали люди талантливые и энергичные, Ибука просматривал списки выпускников Императорского университета в Осаке (Osaka Imperial University) и приглашал приглянувшихся на собеседование. Таким образом жизнь свела его с молодым физиком Акио Морита (Akio Morita, 1921–1999), с которым они впоследствии основали Sony Corp. Однако на сей раз долго посотрудничать им не удалось. В конце войны в Японии создалась столь ужасающая ситуация, что о продуктивной работе говорить не приходилось. Морита так описывал тот период: «В Токио функционировала лишь десятая часть всех дорог. Только 60 автобусов и несколько автомобилей и грузовиков оставались на ходу. В городе свирепствовали болезни; количество больных туберкулезом среди населения достигло 22%. (Страдал от туберкулеза, например, Тадао Касио — основатель не менее известной фирмы, названной в его честь Casio. — В.Т.). В больницах не хватало бинтов, простыней, йода и дезинфицирующих препаратов. Полки магазинов были пусты, в продаже оставались только совершенно ненужные вещи, вроде смычков для скрипок или теннисных ракеток».
Акио Морита попытался преподавать физику в Токийском технологическом институте, но вскоре «пособникам военных преступников» запретили заниматься педагогической деятельностью. А Масару Ибука в подсобке полуразрушенного универсама пытался наладить производство таких товаров, которые заинтересовали бы нищего японского потребителя. Попытка создать электрическую рисоварку оказалась неудачной: рис то не доваривался, то мгновенно превращался в жидкую кашу. Что Ибука впоследствии объяснял низким качеством послевоенного риса, а не конструктивными просчетами. Более успешным товаром оказались электрогрелки. И это в тот период в разрушенной Японии был, можно сказать, хайтековский продукт. Потому что, например, только что зародившаяся компания Casio начала свою деятельность с курительных мундштуков.
7 мая 1946 года произошло историческое событие, которое чудесным образом пересеклось с отмечавшимся в Советском Союзе Днем радио. В этот день Масару Ибука и Акио Марита набрали вскладчину несколько тысяч иен, которые по нынешнему уровню цен были эквивалентны $370, и учредили компанию Tokyo Tsushin Kogyo (Tokyo Telecommunications Engineering), которая в 1958 году будет переименована в Sony Corporation. Перемена имени покажется им уместной, когда продукция фирмы начнет внедряться на американский рынок — тогда они станут искать лаконичное и запоминающееся название бренда. После долгих раздумий они решат скрестить латинское слово sonus (звук), определяющее род деятельности компании, и два красивых английских слова sunny (солнечный) и sonny (сынок)…
Но пока до этого оставалось больше двадцати лет. Для начала компаньоны наняли на работу двадцать инженеров, знакомых по совместной работе в Компании точных инструментов во время войны. Они собирали приставки к длинноволновым радиоприемникам, благодаря чему приемники могли ловить станции, работающие и в коротковолновом диапазоне. Для Ибуки, который занимался такими вещами задолго до войны, это занятие было скучной рутиной. И он предложил сделать магнитофон, что было воспринято коллегами как ни на чем не основанное прожектерство. Однако «гений-изобретатель» смог убедить «корпоративщиков» в выполнимости своего технологического плана. И в 1949 году крупногабаритное устройство записи на магнитную ленту и воспроизведения записанного, получившее название G-Type, было готово. На фоне мировой электронной промышленности, где катушечные магнитофоны начали завоевывать потребительский рынок в 1947 году, событие нельзя признать большим достижением. Однако в условиях разрушенной Японии, в отсутствие качественных комплектующих и производственного оборудования, это, несомненно, был инженерный подвиг. И совершил его прежде всего главный конструктор, Масару Ибука. В 1950 году его избрали президентом Tokyo Tsushin Kogyo.
G-Type работал наилучшим образом. Но при этом был дорог и неподъемен: магнитофон стоил почти 900 долларов и весил 35 кг. Поэтому возникли серьезные затруднения с продажей двадцати изготовленных G-Type. Остроумный выход из критической ситуации придумал Морита, который убедил Верховный суд страны приобрести новинку, которая высвободит труд стенографисток и убережет делопроизводство от описок и ошибок. Через два года вышла новая модель H-Type, вес которой удалось снизить до 13 кг.
Бытовой магнитофон G-type походил даже не столько на студийную сколько на военную технику. И все же рынок отреагировал на их появление с гораздо большим энтузиазмом, чем на опыт с рисоварками. Фото: Sony Electronics Inc.
Платформа для будущего прыжка на мировой рынок была заложена в 1953 году, когда компания приобрела у Western Electric Co. за $25 тыс. патент на изготовление транзисторов (Crystal Triode). Год ушел на освоение их серийного производства, и ещё через год был готов первый в стране транзисторный приемник TR-55. Он имел примерно такие же размеры, как сложенные вместе два тома Российской энциклопедии. Это произвело большое впечатление на японских конкурентов, что подвигнуло Масару Ибуку к принятию двух верных стратегических решений. Во-первых, он предложил своим конкурентам покупать у Tokyo Tsushin Kogyo транзисторы. Во-вторых, на расширяющееся производство начали набирать более кропотливых и исполнительных, чем мужчины, незамужних женщин, для которых построили несколько общежитий.
В 1957 году появился карманный TR-63 — правда, карман для него следовало иметь очень большой. (Для сравнения отметим, что в тот же год один из нынешних рекордсменов миниатюризации Casio создал калькулятор на телефонных реле размерами с двухтумбовый стол.) Его выход сопровождался беспрецедентной рекламной компанией. Морита надолго переселился в США для того, чтобы доказывать скептичным американцам, что лэйбл «Made in Japan» является гарантией высочайшего качества, и заключать соглашения с дилерами. А у офиса в Токио — чтобы приучать японцев к величию новой компании Sony — повесили четыре громадных неоновых буквы, каждая из которых весила 262 кг, и фирменный логотип весом в две тонны. Эта иллюминация обошлась корпорации, на тот момент имевшей капитал в размере ¥100 млн., в ¥20 млн.
Расходы окупились с лихвой: за два года было продано, преимущественно в США, полмиллиона приемников TR-63. На пользу компании обернулась и кража четырех тысяч приемников Sony, которую использовали в рекламных целях: плохой товар воровать не будут.
Из двух соучредителей компании более популярен и более ассоциируется с брендом Sony Акио Морита. Это объясняется тем, что он, сын богатых производителей сакэ, был с детства неплохо интегрирован в западную культуру. В отличие от Ибуки, он прекрасно знал иноземные традиции и английский язык, он подолгу жил в США, занимаясь там внешнеторговой дипломатией, и очаровывая американских партнеров своим обаянием и неисчерпаемой энергией (до старости Морита играл в теннис, нырял с аквалангом, катался на горных и водных лыжах). Громадную роль в деле саморекламы сыграла изданная им в 1988 году в США книга «Made in Japan: Akio Morita and Sony». Но, конечно же, был он и прекрасным менеджером.
Простые и яркие идеи — вроде переносного плеера Walkman — принесли бурный экономический рост не только одной корпорации, но и все стране. Фото: Sony Electronics Inc.
Ибука же занимался разработками, оптимизировал схемы, совершенствовал технологию. Но при этом он был ещё и «гуманитарием». Именно он сочинил действующий до сих пор устав фирмы: «Мы никогда не будем получать доход нечестным путем. Мы сосредоточимся на производстве сложных устройств, которые будут приносить пользу обществу. Мы не будем делить нашу продукцию на механическую и электронную, но постараемся применять наши знания и опыт одновременно в обеих областях. Мы предоставим полную независимость тем предприятиям, которые будут с нами сотрудничать, и будем стараться укреплять и развивать отношения с ними. Мы будем отбирать служащих на основе их способностей и личных качеств. В нашей компании не будет формальных постов. Мы будем выплачивать нашим сотрудникам премии, пропорциональные доходам, полученным в результате их деятельности, и приложим все усилия, чтобы обеспечить им достойное существование».
Перу Ибуки принадлежит и популярная во всем мире книга «После трех уже поздно», посвященная проблемам дошкольного воспитания. Она выстрадана автором: его первенец страдал аутизмом, и отец посвятил много времени корректирующему воспитанию, постоянно консультируясь у знаменитого японского скрипача Синити Судзуки (Shinichi Suzuki, 1898–1998), увлекавшегося педагогикой и создавшего свой знаменитый «метод Судзуки». Благодаря ему проблемы детского воспитания заинтересовали и Ибуку, создавшего со временем Японскую ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантам».
Тандем Ибука–Морита также ярко продемонстрировал свою эффективность: благодаря совместным управленческим усилиям соучредителей в Sony были сформированы уникальные для Японии принципы менеджмента, которые сочетают как восточные, так и западные традиции. Впоследствии этой системой частично воспользовались в американской компании Хьюлетт-Паккард. Так, например, при сохранении традиционных для Востока патерналистских производственных отношений, на Sony существует некоторая вольница для нижестоящих по должности и по возрасту, они имеют право на дискуссию и критику старших товарищей.
Благодаря оригинальному менеджменту, изощренному маркетингу и концентрации серого вещества, Sony стремительно устремилась «вперед и вверх». Вот основные этапы «большого пути». В 1960 году был запущен в серийное производство первый в мире транзисторный телевизор TV8-301 с 8-дюймовым экраном. В 1963-м — первый в мире бытовой катушечный видеомагнитофон CV–2000. Правда, впоследствии из-за высокой цены его использовали преимущественно как студийный. В 1968-м — первый в мире цветной транзисторный телевизор Trinitron KV–1310, разработкой которого руководил непосредственно Ибука. В 1975-м — первый в мире кассетный бытовой видеомагнитофон SL-6300 системы Betamax. Впоследствии он был вытеснен сплотившимися конкурентами всем нам привычными видеомагнитофонами системы VHS.
А в 1979 году Sony выпустила гаджет, который по всему миру начали очень активно расхватывать. Его история такова. В отделе звукозаписи группа разработчиков стремилась втиснуть в карманный объем магнитофона функцию записи и пару динамиков, обеспечивающих стереозвук. Согласно корпоративному преданию, «мимо пробегал» Масару Ибука, который выдвинул революционную концепцию: никакой записи и никаких динамиков — их функцию будет исполнять пара наушников. Так появился знаменитый плеер Walkman, который разошелся 100-миллионным тиражом. Первые образцы Walkman имели два выходных гнезда для подключения наушников — чтобы можно было слушать вдвоем с другом. Но впоследствии плеер стал сугубо индивидуальным, как зубная щетка или носовой платок.
Затем были: формат видеозаписи Betacam, первая в мире цифровая фотокамера Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera) (1981), видеомонитор BVM-1 (1982), CD-плеер CDP-101 (1982), портативный CD-плеер D-50 (1984), первый цифровой магнитофон формата DAT (Digital Audio Tape) (1985), 2,5-дюймовый перезаписываемый мини-диск и воспроизводящая его аппаратура (1992), игровые приставки PlayStation (1995), аппаратура для воспроизведения формата SACD (Super Audio CD) (1996), ноутбуки Vaio (1997). В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., позже преобразованную в Sony Music Entertainment, а впоследствии купила американскую киностудию Columbia Pictures. Все это было сделано при жизни Масару Ибуки, который скончался 19 декабря 1997 года от сердечного приступа.
Здание Sony Center в Европе было построено на Потсдамер-Плац рядом с разрушенной Берлинской стеной в 2000 году. В феврале 2008 года здание продали группе инвесторов, заинтересовавшихся реконструкцией площади. Фото (Creative Commons license): freakyman
Заложенные им и Акио Моритой принципы «жизнедеятельности» компании способствуют тому, что Sony остается в числе лидеров электронной промышленности. Так, например, ей принадлежит авторство формата Blu-ray, способного размещать на диске до 200 Гбайт информации. В настоящее время в Sony работает более 150 тыс. человек, её представительства расположены на всех материках в большинстве стран мира. И вряд ли можно встретить человека, которому не было бы знакомо прежде бессмысленное сочетание четырех букв названия компании, в которые Масару Ибука вложил и смысл, и интеллект, и гарантию качества, и способность к развитию.
Владимир Тучков, 11.04.2008
Украдено отсюда
Похожие записи:
...Сколько раз я зарекалась не ходить по ночным клубам?! Сколько раз я понимала, что мне там не место, понимала, что мне там плохо и неудобно, что этот вид отдыха не для меня?! Сколько?! Нет, я снова ...
|
Сэкономил 100кНу чо,все ахуенно Вчера пришло извещение,сегодня ссась от страха сходил в военкомат,получил УДО "Удостоверение гражданина,подлежащего призывы ну военную службу" Сказали что я ограниченно год...
|
Комментарии (8)
# 22 марта 2013 в 11:24 | |||
|
# 22 марта 2013 в 12:36 | ||
|