При виде компании людей у такого человека возникает оцепенение и мысли, что «лучше ни с кем не связываться». Возможность контакта с ними бьет как электрический ток, заставляет переходить на противоположную сторону дороги. Если ему все же приходится пройти мимо, то он делает это, только натянув на себя маску неприступности или презрения. Иногда он даже может попытаться напугать других. После такой «нападки» он надеется, что они не догадаются, что боится-то на самом деле он сам, а подобные действия лишь напускное, помогающее ему чувствовать себя в безопасности.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР
В народе говорят: «У страха глаза велики». Очень точное наблюдение. Особенно «велики» они у людей со зрительным вектором. Именно зрительники способны плакать навзрыд от переполняющих их чувств, от того, что кому-то другому больно и плохо. Плакать от невозможности помочь, от чужого страдания. Только их глаза могут «излучать» тепло, доброту и сопереживание чужому горю.Часто эти же глаза плачут для себя, жалея себя и сопереживая самому себе, живя в постоянной драме и сплошных передрягах. У таких людей глаза вечно на мокром месте, но никогда не для других.
Эти глаза великолепно различают цвета, миллиарды оттенков, любят и получают от этого созерцания огромное удовольствие, новые яркие, красочные образы. В придачу к этому природа дает и внутреннюю способность осваивать эмоциональные краски жизни, дарит чувствительность и возможность наполняться яркими эмоциями.
Именно зрительники создают и понимают искусство, так они наслаждают и искушают свой изысканный вкус. Про них часто говорят, что у них «умные глаза», они видят насквозь, чувствуют эмоциональное состояние других людей. Развитые зрительники - прирожденные знатоки и терапевты души.
Многие зрительники способны влюбляться уже со школьной скамьи. Они могут «до смерти» переживать от безответной любви, говоря, что любят так, что «даже умереть не страшно».
Девочки мечтают о любви с детства. Зрительник любит всех сразу, желает охватить своей любовью весь мир. Но это чувство любви не дано им от рождения, оно развивается в них только при определенных условиях.
ПРОБЛЕМА МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ УЖЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Человеку, страдающему социофобией, страшно, когда его просят рассказать о себе, сосредоточение на нем внимания «обжигает» его, он готов сгореть со стыда... При просьбе предстать перед всеми и рассказать о своей научной работе или просто о том, как он провел лето, у него возникает ощущение, что страх сжирает его изнутри. Лицо при этом краснеет, сердце выскакивает из груди, он обливается потом, и это становится очевидно всем, а не только его соседу по парте. По крайней мере, так кажется ему. В этот момент он понимает, что совершенно не способен контролировать свой страх, словно ступил на трап и лихорадочно размышляет, как не бояться самолета, когда в мыслях возникают образы его неминуемого падения.Наш ум придумывает постоянные объяснения и рационализации страху. Со временем такой человек начинает бояться все больше, увеличивая спектр того, чего он боится, а также время пребывания в состоянии страха.
Фиксированный и постоянно осознаваемый страх может начаться со школьного обзывательства или гадости, сказанной в адрес такого чувствительного ребенка. К примеру, на него вешают кличку, и он начинает стесняться себя в чем-то. «Добрые» товарищи не забывают время от времени напоминать ему об этом. В конце концов, он и сам начинает думать, что это неспроста. Через некоторое время он и сам начинает видеть и верить, что то, о чем они говорят, - ужасно, кошмарно.
Люди со зрительным вектором делают из мухи слона, эмоционально себя взвинчивают, раскачиваются в своем страхе. Страх – самая сильная их эмоция с детства, они фиксируются на этом ощущении в постоянной попытке его избежать.
Именно страх смерти является корнем, той заданностью, с которой такой человек рождается. Этот страх несоизмеримо выше, чем инстинктивный механизм сохранения жизни от опасности у любого другого человека. Это страх другого порядка и с совершенно иными перспективами развития.
Еще со школьной скамьи мы помним, что страх - это механизм защиты и спасения собственной жизни. Мы видим тигра, волка, медведя, человека с ножом, любую потенциальную угрозу для жизни: и тело реагирует, мобилизируя силы для спасения. Это естественная реакция. Но если человек боится всех вокруг, даже маленьких детей, то получается, что он спасает свою жизнь постоянно. Это противоестественно.
Конечно, в детстве никто из них не скажет: «Я боюсь людей», - потому что этот страх для них нормальный и носит другую окраску, он не мучителен, не патологичен. Именно из этих ощущений, из этого страха ребенок должен перейти в состояние любовь, любовь к человеку. Это постепенный процесс развития, и на этом пути лежит множество подводных камней.
Зрительные дети любят испытывать страх. Они ходят и ищут подобного рода острых ощущений. Именно они самые большие любители фильмов ужасов. Они же любят компанией ходить в темный лес или на кладбище. Это дает им эмоциональное наполнение, раскачивание их эмоций.
В процессе взросления они могут научаться выходить из своих страхов, развивая в себе любовь и эмпатию. Начаться это может от любви к природе, животным, затем постепенно переходит к любви к людям.
У зрительника, застрявшего в своих детских страхах, страхи становятся серьезным препятствием при адаптации в коллективе. То, что начиналось как мелочь, перерастает в нечто большее, обобщенное. Его всего трясет от мысли, что на него все смотрят. Ему кажется, что все высматривают и видят его недостатки, видят что он, к примеру, неуклюжий, некрасивый, толстый. Он воображает себе, что другие дети смеются над ним. Его находчивый ум самостоятельно рисует всевозможные картинки, которые все дальше и дальше уходят от реального положения дел.
ВАЖНОСТЬ СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЙ
При благоприятных семейных и социальных условиях зрительный ребенок быстро научается сопереживать, сочувствовать: он развивает свои чувства через хорошую эмоциональную связь со своими родителями, через классическую литературу, первую влюбленность. Тогда перед ними никогда не встанет вопрос: «Что делать если я боюсь людей».При неблагополучных семейных условиях зрительник так и не научается испытывать чувство любви, навсегда оставаясь в своих страхах. Такое может случиться, к примеру, в семьях, где муж с женой проживают садо-мазохистический сценарий с постоянными побоями и скандалами.
В такой семье ребенок живет в постоянном страхе быть избитым, боится за свою мать, с которой у него тесная эмоциональная связь. Масла в огонь подливают ситуации в школе. Часто дети застревают в состоянии страха из-за издевок и насмешек сверстников.
В сущности, боязнь людей - это ощущение, что каждый опасен и попытается тебя «съесть».
Зрительник «в страхе» рассказывает об этой проблеме родителям или друзьям, пытаясь вместе с ними убедить себя, что он красив, умен, на порядок лучше всех остальных. Это приносит временное успокоение, но как только он попадает обратно во «враждебную среду», страхи моментально захлёстывают его с новой силой. Он всегда находит себе причину, чтобы бояться и нервничать.
Те, кто стараются помочь им справиться с боязнью людей, пытаются создать для них рациональную картину действительности, чтобы они увидели и осознали: бояться по сути нечего. Другие настолько заняты собой, что не обращают на них внимания, и все внутренние переживания всего лишь игра воображения.
Умом зрительник понимает и соглашается с ними, но страх от этого никуда не уходит. Знаменитые попытки проигрывания ситуаций в собственном воображении, где пациента заставляют испытывать положительные эмоции там, где обычно им бывает страшно, к сожалению, не работают. Человек все так же находится в уже привычном для себя состоянии страха и постоянных тщетных попытках избежать его.
Как накаляются зрительные страсти и насколько неадекватен такой страх? читайте далее на http://www.yburlan.ru/biblioteka/sociofobiya-ili-ya-boyus-lyudei
Автор Юрий Рейснер