Возвышенное и земное

Автор
Опубликовано: 3481 день назад (13 июня 2015)
Блог: Lightful Notes
Редактировалось: 1 раз — 13 июня 2015
+2
Голосов: 2
Каждый справляется с болью по-своему. Почему бы мне не писать иногда рецензии, отзывы на то, что я читаю или смотрю? Начну свою серию отзывов с книги Дэвида Вейса «Возвышенное и земное». Началось мое знакомство с этим произведением с того, что я искал аудиокнигу для прослушивания во время дороги. У меня сложные отношения с аудиокнигами, я их так и не смог понять и полюбить, но, пожалуй, в этот раз я ощутил, какие достоинства могут у них быть. Мне попалась аудиокнига романа в озвучке Юрия Рудника. С первых же слов я был зачарован его голосом и интонациями. Действительно, блестящий чтец, я испытывал некоторое тепло, слушая его приятный голос, такой проникновенный и, я бы сказал, интеллигентный. Но книга довольно большая, семьсот с лишним страниц, да и все же я так и не смог избавить от дискомфорта прослушивания книги. Кроме того, слушать ее пришлось бы ну очень долго. Я даже читал ее несколько дней подряд.

Собственно, книгу можно отнести к разряду ЖЗЛ, только написана она как художественное произведение. На семистах страницах разворачивается история жизни одаренного композитора. Начиная с его рождения и первых минут жизни, до его последнего вздоха. Впрочем, самый-самый конец получился довольно печальным, где его юная поклонница, певица Анна Готлейб, приезжает на кладбище св. Марка найти могилу Моцарта, но не может найти, потому что его похоронили по третьему разряду в общей могиле. Печальные заключительные строки. Это был второй раз за книгу, когда я плакал.

Надо отметить, автор описал с тщательностью три смерти: смерть Анны Марии, матери Вольфганга, его отца, Леопольда (который играл очень важную роль в жизни героя, чему уделено очень большое внимание в книге), и его самого. Все три описаны похожим образом: дни мучений, агонии, тревожные мысли, сон-видение. Первый раз я плакал, когда на руках истощенного тревогой и страхом сына умерла Анна Мария. Довольно мрачные страницы книги, и смерти этой предшествовали тяжелые дни.

Во время чтения я не раз отмечал, насколько её содержание соответствует её названию. Здесь соседствует быт и вдохновение, подковерные игры в борьбе за теплое место и чистая радость творчества, грязь улиц больших городов и воодушевляющая музыка Гайдна, смерть и рождение, зависть и дружба, стремление прокормиться и не менее сильное стремление творить нечто непревзойденное. Поразительно, как даже в самых проходных заказах, которые Моцарт брал, чтобы расплатиться с долгами, он не давал себе права на халтуру.

Построение книги я бы назвал довольно однотипным, хотя, наверное, автор не пропустил ни одного года жизни своего героя. Не смотря на это мена не покидало ощущение недоговоренности, однобокости повествования. Уж слишком безупречным кажется Моцарт в этой книге. С другой стороны, может в этом и вся соль. Стал бы Вейс тратить годы, чтобы написать книгу о заурядности. Автор изображает Моцарта как человека, верного своим идеалам и принципам. Именно из-за своей прямоты и честности он так и не смог осуществить мечту своего отца и пристроить при дворе Императора, но, будь Моцарт иным, таким, как Глюк, или даже Сальери, если бы он поддался искушению изменить жене с Энн Сторейс, то Моцарт бы не был Моцартом.

Странно было бы в книге про человека из мира музыки ни разу не было бы описано, как этот человек ее исполняет. И в книге этих описаний много. Каждый такой эпизод полон красочных эпитетов, автор живо, ярко и выразительно описывает игру Моцарта на музыкальных инструментах или исполнение его сочинений другими музыкантами, описывает чувства слушателей. Я чувствовал, как через прозу Вейса дух музыки проникает в меня, и нередко не мог удержаться: отрывался от чтения, чтобы послушать произведения героя. Увы, у меня не было под рукой доступа в интернет во время чтения и я не мог слушать именно то произведение, о сочинении или исполнении которого идет речь в тексте. Довольствовался фортепианными сонатами.

Особым теплом и настроением пронизаны страницы с созданием струнных квартетов, посвященных Иосифу Гайдну. Да в целом, в книге уделено много места созданию значительных, и не только, произведений, будь то симфония, опера, концерт, или что-то поменьше — все вписано в контекст жизненной ситуации Моцарта, его отношений с близкими и окружающими, его чувств, переживаний, событий. Последние годы жизни Моцарту жилось несладко, он переутомлялся, болел, не мог справиться долговым бременем. Вопреки, а может, и благодаря, именно тогда создавались, наверное, самые прекрасные его вещи. Слушая его восемнадцать фортепианных сонат я сам отметил, как со временем они становились сложнее, даже, может быть, не столько технически, сколько по глубине их эмоционального и духовного содержания.

Я мало знаком с его музыкой, но его реквием, создание которого тоже описано с вниманием, является для меня чем-то особенным. Я не знаю, насколько правдива история о таинственном заказчике (в тексте озвучена лишь одна из версий). Возможно, заказчика и вовсе не было. Моцарт уже был болен, может, его подсознание подало этот образ заказчика. Многое нельзя сказать точно. Но, честно слово, когда я слушаю это произведение, душа отрывается от тела.

Похожие записи:

ну ё-мое...
Бывший муж позвонил в 3 часа ночи... Сашка взял трубку, не дал мне ответить... Мило же они болтали целых 10 минут на кухне. Я хотела встать и забрать телефон и сама сказать этому недоумку, что ем...
Мое день рождение -одиночество и слезы
Что писать, вот сижу в одиночестве, а ведь у меня сегодня праздник-день рождения. Настроение ноль, кошки на душе ... Почему? Муж далеко на работе, дети далеко у бабушки, я одна,цветов нет, подарков...
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!